Договоренность стран мира о сокращении добычи оказалась бесполезной с точки зрения цен: стоимость Brent после подписания соглашения только упала. Но чем дальше, тем больше свидетельств, что это имело другую цель – выдавливание России с рынка.
С таким трудом подписанное соглашение ОПЕК++ оказалось фактически бесполезным. За неделю, прошедшую с момента, как страны договорились сократить добычу на 9,7 млн баррелей в сутки, стоимость «черного золота» на мировых рынках даже упала. Если 9 апреля цена на Brent крутилась в районе 3 долларов за баррель, то 17 апреля – ближе к 28.
Другими словами,
договоренность оказалась бесполезна. Она не выполнила и свою основную функцию
(рост цен на нефть из-за сокращения предложения), и даже минимальную (сохранение на уровне в районе $35).
Нефти все равно много
В целом это было ожидаемо. Goldman Sachs один из первых заявил, что для улучшения ситуации на рынке сокращения добычи на 9,7 млн баррелей недостаточно. Более того, в агентстве усомнились, что страны, согласившиеся на сокращение добычи, действительно будут это делать. По оценке агентства, реальней выглядит общее снижение на 4,3 млн баррелей в сутки – то есть на 55% меньше, чем предполагает договор.
Масло в огонь сомнений подлило и Международное энергетическое агентство. По их данным, спрос в апреле упадет на треть по сравнению с апрелем 2019.
Мировой спрос снизится на 29 млн баррелей в сутки, упав до уровня 25-летней давности
Далее спрос будет понемногу восстанавливаться, но все равно окажется низким. В среднем по году необходимость в нефти сократится на 9,3 млн баррелей в сутки по сравнению с 2019 годом. Что примерно равно объему всей добычи в Саудовской Аравии. И это еще относительно оптимистичный вариант, если все барьеры для перемещения людей будут сняты в начале второго полугодия. В противном случае спрос на нефть может упасть еще сильнее.
Важен и еще один вывод МЭА: «Впервые в истории отрасль приблизилась к физическим пределам своей логистики». Таким образом, в агентстве подтвердили опасения, что мировые хранилища фактически переполнены.
Собственно, договор ОПЕК++ оговаривает лишь объемы сокращения добычи нефти ведущими странами, но никак не затрагивает вопрос ценовой конкуренции. И тут себя первыми проявила Саудовская Аравия, которая, с одной стороны, говорит о важности удерживания цен, а с другой – устраивает сильный демпинг.
Размерами скидки в 6-8 долларов к баррелю от рыночной цены нефти, которую предлагают саудиты для европейских покупателей, рынки уже не удивить. Но практически сразу после соглашения стало известно о новой принятой мере: теперь огромные скидки получат и азиатские клиенты. Майские цены от Saudi Aramco предлагают «черное золото» с дисконтом более 10 долларов к баррелю, то есть фактически купить ее можно по 12-14 долларов за баррель.
Для того, чтобы совсем добить конкурентов, Саудовская Аравия предложила своим клиентам отсрочку по оплате на 90 дней. Для рынка нефти это беспрецедентный случай, который в том числе указывает на переполнение хранилищ.
Страны готовы отдавать нефть без немедленной оплаты, лишь бы избавиться от нее
С другой стороны, это сильный удар по конкурентам – далеко не все компании могут себе позволить повторить предложения Saudi Aramco
Но самое интересное заключается в другом: саудиты устраивают демпинг в Азии и Европе, но при этом повышают цены для Северной Америки – с мая для США саудовская нефть подорожает по всей линейке сортов — на 2,5-4,2 доллара за баррель.
И это отличная новость для Трампа. Пока цены на физическое сырье (а не рыночные котировки) во всем мире сокращаются, в США они как минимум остаются на прежнем уровне. А это крайне важно, чтобы поддержать местную нефтяную отрасль. И вряд ли это простое совпадение, учитывая, что ранее глава Белого дома просил руководство Саудовской Аравии поддерживать цены на приемлемом для сланцевиков уровне.
Достаточно элегантно в администрации США готовы решить вопрос и с переполнением хранилищ. Министерство энергетики США разработало план компенсации нефтяным компаниям — он заключается в превращении ненужной сейчас на рынке нефти в стратегические запасы. Особенность в том, что конкретного места хранения не указано – им могут быть даже естественные пласты. Другими словами, администрация США заплатит своим компаниям за нефть, но извлекать ее будет не нужно. От этого выиграют все:
Все больше фактов указывает на то, что главная цель нынешней политики, проводимой на нефтяном рынке США и Саудовской Аравии, это полное выдавливание России.
Например, в этих странах возможен быстрый запуск законсервированных скважин. Россия же может потерять часть своих месторождений, разработка которых велась еще в советское время. Технология добычи такова, что при консервации запустить скважину вновь уже не получится. Решить вопрос можно было бы за счет применения новых технологий, но санкции в отношении российских компаний фактически не дают им возможность перенять зарубежные ноу-хау.
Демпинг со стороны саудитов приводит к вынужденному снижению цен на российскую нефть. Например, во вторник, 14 апреля, российский сорт нефти Urals в Северо-Западной Европе подешевел на $3,59 — до $16,71 за баррель. Это, конечно больше, чем 1 апреля (тогда российскую нефть предлагали по 10,5 долларов), но все равно плохо. При таких ценах российские нефтяники и сами зарабатывают гораздо меньше, но и с предложениями с Ближнего Востока конкурировать не могут.
Чтобы хоть как-то поддержать отрасль, министерство финансов России приняло решение снизить экспортную пошлину с 52 до 6,8 долларов за баррель! Для некоторых сортов пошлина снизится до 1 доллара за тонну. В 8 раз сокращены пошлины для светлых нефтепродуктов и в 7,7 раз – для темных, почти в 8 раз – на бензин.
А это серьезный удар для бюджета. По расчетам экспертов, базовая сырьевая выручка бюджета упадет на 25%. Покрыть это снижение не может даже ослабление рубля, произошедшее в начале марта. А ведь еще в начале года политики всех уровней (от Владимира Путина до министров и глав нефтяных компаний) заявляли, что Россия едва ли не лучше всех в мире готова к низким ценам – для этого есть и денежные резервы, и технические возможности.
Более того, предметом гордости было то, что бюджет «заточен» под цену нефти в 40 долларов. Вся сверхприбыль уходила в резервные фонды, расчехлять которые власть пока не торопится. Считалось, что упасть ценам до такого уровня не позволят те же саудиты, чья зависимость от «черного золота» гораздо выше. Но судя по всему, этот раунд Россия все-таки проигрывает
При подготовке текста использованы материалы finanz.ru, The Bell и РБК