Казахстан ратифицировал Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, однако не все положения международного документа имплементированы в законодательство.
Решению указанного вопроса поспособствует принятие мажилисом пакета законодательных поправок по вопросам гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии. 11 марта депутаты одобрили этот законопроект, а также сопутствующие поправки в законы «О радиационной безопасности населения» и «Об использовании атомной энергии».
Как объяснила пресс-служба Министерства энергетики Республики Казахстан, поправки по вопросам гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии направлены на регулирование общественных отношений в области гражданско-правовой ответственности операторов ядерных установок за причинение ядерного ущерба.
В феврале 2011 года Казахстан ратифицировал Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Международный документ принят в мае 1963 года. В сентябре 1997 года конвенция была подправлена соответствующим протоколом. Указом Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева сводный текст Венской конвенции ратифицирован 10 февраля 2011 года.
Венская конвенция налагает на оператора ядерной установки обязанность возместить ущерб в случае возникновения ядерного инцидента. Под ядерным инцидентом в документе понимается любое происшествие или серия происшествий одного и того же происхождения, которые причиняют ядерный ущерб или, но только в отношении превентивных мер, создают серьезную и непосредственную угрозу причинения такого ущерба. Ядерная установка — это:
Наконец, под оператором ядерной установки подразумевается лицо, назначенное или признанное отвечающим за установку государством в качестве оператора этой установки. Согласно Венской конвенции, государство определяет минимальную сумму по возмещению оператором ядерного ущерба.
Между тем, на сегодняшний день в Казахстане законодательно не определены ограничения ответственности оператора. Кроме того, в республике отсутствует законодательное регулирование вопросов финансового обеспечения и страхования.
Как подчеркивают в минэнерго, действующее отечественное законодательство основано на общей гражданско-правовой ответственности. Однако ядерные риски и инциденты имеют специфическую природу, и прописанная в действующем законодательстве указанная ответственность применительно к ним оказывается недостаточной. В минэнерго считают, что законодательство не адаптировано под ядерные риски.
В случае вступления закона в силу гражданско-правовая ответственность операторов ядерных установок перед третьими лицами существенно усилится. К примеру, документом предусматривается финансовая защита пострадавших от ядерного ущерба вследствие ядерного инцидента. Вводятся и механизмы страхования гражданско-правовой ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба.
К слову, в конвенции есть ряд оговорок, на которые стоит обратить внимание.
«Ответственность оператора за ядерный ущерб согласно настоящей конвенции является абсолютной, —
сказано в статье IV международного документа. —
Если оператор докажет, что ядерный ущерб возник полностью или частично либо в результате грубой небрежности лица, которому причинен ущерб, либо в результате действия или бездействия такого лица с намерением причинить ущерб, то компетентный суд может, если это предусмотрено его законом, освободить оператора полностью или частично от его обязанности выплатить возмещение в отношении этого ущерба, причиненного такому лицу.
Никакая ответственность согласно настоящей конвенции не возлагается на оператора, если он доказывает, что ядерный ущерб причинен непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания».
Казахстан отказался от ядерного арсенала, подав множеству стран мира позитивный пример вклада в глобальную безопасность. Поэтому законодательные поправки всецело нацелены на укрепление защиты граждан от ущерба в результате мирного использования атомной энергии.
С диверсификацией экспорта, развитием атомного и в целом энергетического секторов роль атомной энергии в жизни казахстанского общества будет постепенно расти. Мирный и безопасный атом, работающий во благо казахстанцев — цель совместной работы профильного ведомства и законодателей, а также проводимых в отрасли реформ.