Общественность возмутило женоненавистническое выступление абаеведа Омара Жалела перед школьниками НИШ. На лекции в Таразе он заявил, что «девушки не должны становиться академиками, а должны рожать академиков».
Затем он сравнил женщин с маркерами, отметив, что когда маркер высыхает, его выбрасывают. Социолог Камила Ковязина недоумевает, почему такие идеи преподносятся молодому поколению — школьникам 21 века. К тому же слова о второстепенной роли женщины Омар Жалел произнес в учебном заведении, позиционирующем себя как продвинутое.
— То есть получается, в этих школах воспитывают людей нового поколения, с продвинутыми навыками и знаниями, вкладываются большие деньги, а их приходит воспитывать человек с настолько ограниченными взглядами. Это просто нонсенс. Как следует из официального заявления таразского филиала НИШ, в школу Жалела пригласили в качестве известного абаеведа. Ошибка руководства заведения была в том, что там не проверили бэкграунд докладчика. А, возможно, просто не обратили внимание.
Как и во многих других сферах, специалистов мало. И скорее всего, альтернатив его кандидатуре даже не было
Я надеюсь, после такого резонанса ему как минимум подскажут не озвучивать свои устаревшие мысли, — отмечает Ковязина.
По ее мнению, женоненавистнические высказывания из уст известных людей, к сожалению, в Казахстане абсолютная норма. Такое можно услышать от певцов, ректоров, блогеров и даже журналистов.
— Возмутятся несколько феминисток, и все. Но на этот раз речь пришлась на тот период, когда
люди еще не остыли после баталий по поводу сексуальных домогательств к певице Dequine со стороны рэперов Кисло-Сладкого и Bonah
Я впервые вижу настолько масштабную реакцию, досталось даже лейблу. Возможно, это повлияет и на дальнейшую музыкальную карьеру этих исполнителей, — говорит социолог.
Камила Ковязина считает, архаичные взгляды встречаются в нашем обществе, потому что в сознании людей изменения происходят не так быстро.
— Сейчас в Казахстане правами женщин обеспокоены только они сами, а из них какой-то властью обладают только несколько депутатов. Все остальное идет от активисток, что и у большей части мужчин, и у какой-то части женщин вызывает только негатив.
Очень важно, чтобы изменение отношения к женщине происходило на государственном уровне, и не только декларативно
Да, мы придерживаемся целей устойчивого развития ООН, в числе которых достижение гендерного равенства. Да, у нас действовала стратегия гендерного равенства — видимо, мы его достигли, раз она не была продлена.
У каждого госоргана в числе функций прописано содействие реализации гендерной политики. Однако что мы видим в реальности:
среди депутатов мажилиса парламента всего 25% женщин, одна женщина–министр, среди акимов областей – ни одной женщины
Женщины меньше зарабатывают, реже становятся руководителями, их ограничивают даже при выдаче кредитов на бизнес. Все это продолжает воспроизводить восприятие женщины как человека второго сорта, — убеждена социолог.
— Некоторые эксперты подмечают, что эти архаичные установки чаще всего озвучиваются в казахоязычной среде, тем самым вызывая неприятные ассоциации и с языком, как частью чего-то устаревшего, хотя язык ни в чем не виноват. Согласны ли вы с этим? Как нам разорвать эти деструктивные ассоциации?
— Связывать такие взгляды с языком некорректно. Я думаю, это работает так: русскоязычная среда глобализировалась быстрее, нежели казахскоязычная. Там условное «me too» уже произошло, а в казахскоязычной еще нет. У казахоязычных спикеров шансов стать из-за этого «нерукопожатными» совсем мало, вот они и позволяют себе такое озвучивать. А русскоязычные, даже если так думают, промолчат. Но ситуация будет меняться.
Казахскоязычная молодежь очень продвинутая, она тоже встраивается в общемировые процессы
Кстати, доклад Омара Жалела в НИШ города Тараз, судя по всему, был на казахском языке в казахскоязычной школе, но вызвал противодействие девочек. И это о многом говорит!
— А если углубиться в историю, можно вспомнить, что
просвещенные образованные казахи — алашевцы — одним из важнейших вопросов считали права женщины
— В своих документах они провозглашали их право на образование (и делали это не только на бумаге), а также предлагали отказаться от унизительных традиций вроде калыма.
И да, самый первый казахский роман «Несчастная Жамал» был написан о судьбе женщины в традиционном обществе. Так давайте менять сознание, чтобы в нашем современном обществе, спустя почти сто лет со времен событий, описываемых в романе, не было таких несчастных бесправных женщин, — заключает Камила Ковязина.