Группа мажилисменов заявила, что план по строительству общежитий на 2019 год якобы с треском провален. Вице-министр образования Бибигуль Асылова утверждает обратное — план даже перевыполнен, почти в два раза.
Сегодня потребность в местах в студенческих общежитиях по республике испытывают 69 вузов и 105 колледжей на порядка 83 тыс. койко-мест. Нурсултан Назарбаев в 2018 году поручил до конца 2022 года построить новых общежитий не менее чем на 75 тыс. мест.
— Бибигуль Амангельдиновна, как вы прокомментируете обвинения депутатов? План по строительству общежитий действительно провален?
— На самом деле план перевыполнен. С момента объявления Третьей инициативы Елбасы мы ввели в эксплуатацию более девяти тысяч новых койко-мест. Это абсолютно новые места, которых ранее в Казахстане не было. При этом по плану до конца 2019 года нужно было ввести 5 тысяч мест. Соответственно, план перевыполнен на 183%.
— Но депутаты приводили другие цифры — всего 2,8 тыс.
— Это не общее число, а только те, в которых уже размещен госзаказ. При этом есть объекты, которые ввелись в конце года, и мы попросту не успели разместить госзаказ. Есть объекты, построенные в 2019 году за счет местного бюджета, на которых мы не будем размещать госзаказ, и объекты, построенные меценатами, которые от нас не требуют размещение госзаказа.
Хочу отметить, что
реализация Третьей инициативы возможно лишь за счет принятия комплексных мер
5 инициатив президента: улучшится ли жизнь людей? — мнение экономиста
Если посмотреть, то в самой инициативе поставлена задача до конца 2022 года обеспечить не менее 75 тысяч мест путем строительства вузами, колледжами и девелоперскими компаниями на принципах государственно-частного партнерства.
Государственное строительство в чистом виде хороших результатов не показало, даже если где-то и были отдельные положительные примеры. За последние 10 лет ввелось всего 8 тысяч койко-мест в общежитиях, тогда как, применяя различные механизмы, данное количество мест было обеспечено лишь за полтора года.
По итогам 2019 года свыше 9 тысяч студентов улучшили условия проживания в общежитиях. И это является главной задачей. В достижении данной задачи все механизмы приемлемы.
— Из общего плана 75 тысяч мест до конца 2020 года обеспечим не менее 20 тысяч студентов новыми местами в общежитиях. И все они не будут строиться в рамках госзаказа, какая-та часть профинансируется из местных бюджетов, часть, возможно, построят меценаты.
Например, недавно Атыраускому госуниверситету имени Досмухамедова нефтяная компания подарила общежитие со всеми удобствами.
Это своего рода социальный вклад, и крупные предприятия могли бы последовать этому примеру
Министерство придерживается, и далее будет следовать принципам эффективного и рачительного использования бюджетных средств.
— Как работает механизм ГЧП в данном случае?
Если говорить упрощенно, механизм предполагает, что инвестор или вуз/колледж за счет собственных средств реализуется проект по строительству либо реконструкции общежития.
После ввода общежития в эксплуатацию, в течение последующих 8 лет его собственнику помимо арендной платы от студента размещается госзаказ.
В случае нового строительства его ежегодный объем на одного студента составляет 122 МРП, при реконструкции 47 МРП
Выгода схемы помимо прочего в том, что нет целевого прямого финансирования, а значит, он исключает коррупционные риски и субъективный фактор. Равно как и риски несвоевременного ввода, потому что сам бизнес заинтересован в этом проекте.
В целом 54% введенных койко-мест реализовано частным сектором. Это свидетельствует о наличии интереса у бизнеса. Более того, интерес проявляют не только отечественные компании, но и иностранные инвесторы. Например, сейчас мы работаем с турецкими компаниями. Например, заключен меморандум на строительство общежитий для Евразийского национального университета с крупной холдинговой компанией Akfen Holding.
— И все с самого начала шло гладко?
Не совсем, были определенные затруднения, в особенности со стороны государственных вузов. Они выступали с критикой размера госзаказа, по их мнению, размер не оправдывал вложенных инвестиций. Но проблема заключалось в разработанных дорогих ПСД. Стоимость 1-го койко-место доходило до 6 млн тенге, что превышало более чем в два раза стоимости аналогичных проектов, реализованных частным бизнесом.
— Чтобы снять все возможные минусы механизма, Министерством проводились все возможные мероприятия. Нам важна была обратная связь от каждого участника. К примеру, в текущем году механизм претерпел изменения. Включили индексацию размера госзаказа, до этого момента индексация не была предусмотрена, то есть размер фиксировался на момент ввода объекта в эксплуатацию. Для города Алматы увеличен размер госзаказа с 122 МРП до 144 МРП. Это связано с наибольшим дефицитом мест в общежитиях и наличием сейсмозоны.
То есть решили все вопросы, которые поднимали и вузы, и бизнес-структуры, и акиматы.
— А сколько обычно это стоит?
Обычно стоимость 1-го койко-место обходится от 2,5 до 3 млн тенге.
Хочу отметить, что используемый механизм на принципах ГЧП, позволил получить условную экономию бюджету около 12 млрд тенге только за первый год реализации инициативы.
— У депутатов была еще одна претензия. Часть введенных в эксплуатацию объектов не новые, а реконструированные.
— Во-первых, по закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности под строительством понимается
не только возведение новых объектов, но и изменение (реконструкция) существующих объектов
Во-вторых, мы не ремонтировали старые общежития, а реконструировали для этой цели новые объекты. Например, где-то построили гостиничный комплекс или хостел, но бизнес не удался. Вуз или инвестор приобретает объект и реконструирует под общежитие.
В крупных городах, особенно в столице и Алматы, большая проблема с земельными участками. Если и найдется свободный участок, то далеко от учебного заведения, совершенно в другом районе. Поэтому и приняли решение о реконструкции объектов. Например, попросили Нацпалату предпринимателей, чтобы нам выбрали все недостроенные и подходящие для наших целей бизнес-центры. Сейчас предоставили учебным заведениям изучить эти предложения.
— Реконструкция не только экономнее строительства, но и позволяет ввести объект в эксплуатацию намного быстрее. Потом, государству ведь выгодно, чтобы здание использовались, а не простаивали. Происходит реанимирование проблемных объектов.
Я жил в общежитии с 16 до 24 лет и ничего со мной не случилось — Перуашев
При этом к реконструируемым объектам предъявляются конкретные требования. В соответствии с условиями размещения госзаказа реконструкции не подлежат здания, построенные из деревянных, каркасных, щитовых, камышитовых и других материалов расчетный срок службы, которых составляет менее пятидесяти лет. Также мы не рассматриваем здания промышленного и складского назначения.
Срок эксплуатации не должен превышать более 50 лет, либо необходимо провести техническую экспертизу здания с предоставлением заключения о безопасности и работоспособности объекта.
Кроме того обязательным условием выступает нахождение зданий в черте населенных пунктов.
В процессе формирования данных критериев Министерством
были проведены консультации с комитетом по делам строительства, ЧС и санэпидемстанцией
Все требования объективны, и согласованы с государственными органами.