Реакция чиновников на коронавирус порой кажется страшнее самой болезни. Сначала одни госорганы заявляют, что в стране введен запрет на вывоз масок, затем другие это опровергают. Потом одни говорят об отмене массовых спортмероприятий, другие следом отрицают это сообщение. Паника вокруг коронавируса выявила сразу несколько проблем госаппарата, считают политологи.
Например, отсутствие координации даже внутри одного ведомства, не говоря уже о взаимодействии разных. Результатом становятся вроде официальные, но противоречащие друг другу заявления. А сограждане в этом мутном потоке теряются и начинают паниковать еще больше.
Например, 11 марта несколько масс-медиа со ссылкой на пресс-службу комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта сообщили, что в стране отменены все массовые спортивные мероприятия. Буквально через пару часов появилось опровержение, но уже от имени комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения.
На следующий день Касым-Жомарт Токаев написал в своем Твиттере: «Публичные мероприятия отменяются».
В данном вопросе твит президента поставил точку. Но почему правая рука не ведает, что творит левая?
Политолога Замира Каражанова неразбериха и путаница в официальных сообщениях ничуть не удивила.
— Координация в госструктурах плохая, в том числе и на уровне кабинета министров
Правительственные заседания проводят, но ведомства потом работу между собой не координируют. Естественно, все это приводит к таким вот последствиям, — сказал эксперт.
Ждем коронавирус 11-16 марта — главный санврач РК
Каражанов утверждает, что такие же огрехи не только во взаимодействии ведомств друг с другом, но и государственного сектора с частным. Между прочим, сейчас неплохие возможности открываются для медицинской отрасли: например, повышенный спрос на медицинские маски не только у нас, но и в том же Китае. Если отреагировать оперативно, отечественным медпроизводителям можно неплохо заработать. Вопрос, получится ли оперативно?
Проблему Каражанов видит в излишней забюрократизированности.
— Уже не первый год говорят, что
пора проводить административную реформу во всем госаппарате
Он должен быть мобилен и компактен. Причем вопрос этот поднимают не только какие-нибудь независимые эксперты, но уже и в парламенте. Например, Азат Перуашев недавно заявил, что чиновников много, а эффекта от их работы мало. Это нужно менять, — сказал Каражанов.
Бюрократия и негативные настроения пугают инвесторов из Китая — экономист
Однако предложение давно уже «лежит на полке» и пока не похоже, чтобы его собирались реализовывать.
— Почему у нас
слухам верят больше, чем всем официальным заявлениям и пресс-релизам?
Потому что релизы всегда опаздывают. Тем более, когда опровергают свои же (или соседнего ведомства) слова, доверия госорганам это не добавляет. А его и так у населения немного, — сказал Каражанов.
Его коллега Эдуард Полетаев, наоборот, считает, что виной информационному хаосу стали ошибки на уровне исполнителей.
— Решения вынуждены принимать в высоком темпе, а отработанных механизмов, видимо, на этот случай нет, — отметил он.
Еще одна проблема в том, что
плохо поставлена разъяснительная работа даже в «мирных» условиях
— Представители госорганов иногда и в обычной жизни такие «ляпы» высказывают, что люди начинают путаться и не понимают, что имелось в виду и что теперь делать? А уж в форс-мажорных обстоятельствах, когда нужны срочные решения (в том числе и непопулярные, которые в чем-нибудь ограничивают граждан), это проявляется в несколько раз сильнее, — сказал Полетаев.
Он тоже полагает, что нынешняя структура госаппарата громоздка и неповоротлива.
— Там нужно перестраховаться, согласовать десять раз, а пока согласовываешь — все может поменяться в любой момент. Кто-то что-то предварительно решил, а пока решение дошло до информационного поля, его уже отменили, — объяснил политолог.
Полетаев считает, что из всей истории нужно сделать серьезные выводы и принять меры. Не суровые наказания, а организационные изменения. Чтобы госмашина работала четко, и стало понятно, кто за что отвечает и как людям на это все реагировать.
В Астане придумали, как бороться со «спящими» судьями
— В частности, надо четко и конкретно расписывать все предлагаемые меры, чтобы не было разнотолков. Например, есть информация, что кинотеатры в торговых центрах будут закрыты. А если он не в ТЦ, закроют или нет? Или аналогичное решение для конференций и семинаров — а «круглые столы» под это определение подпадают? То есть нужно все предусмотреть. Надеюсь, со временем это сделают, — сказал эксперт.