Кодекс позволяет получить отвод от прививок по определенному типу документов, а это дает основания для коррупции. И это лишь одна из проблем нового законопроекта.
Проколы объясняет детский невролог, кандидат медицинских наук, Каиргали Конеев. Эксперт уверен, что ключевые пункты в нынешнем Кодексе следует отправить на доработку.
— Каиргали Исмагулович, на общественных слушаниях по «Кодексу о здоровье нации» в конце февраля вы открыто критиковали министерство здравоохранения РК. В чем, по вашему мнению, основные недостатки нынешнего Кодекса?
— Сейчас у всех на устах скандальные 16 поправок, которые пытается внедрить Министерство здравоохранения РК. По этим поправкам оно не пытается идти на компромисс, оно лишь меняет слова на синонимы, а суть остается прежней.
Основным недостатком проекта нового Кодекса РК является то, что он нарушает множество действующих законов,
как, например, закон о нормативно-правовых актах.
Поясню. Кодекс не соответствует самому определению Кодекса, поскольку предлагаемый минздравом проект не систематизирован и чрезмерно детализирован. Проект Кодекса имеет слишком много динамичных норм, что непозволительно для Кодекса.
Так, например, статья 27, пункт 6, подпункт 2: запрещается занятие деятельностью по управлению государственной медицинской организацией в области здравоохранения без сертификата менеджера здравоохранения.
Наличие сертификата — скажем так, явление изменчивое, которое определяет квалификационные требования. Это требование недопустимо не только в Кодексе, но и в подзаконном акте, так как должно отражаться в квалификационных требованиях организации.
Статья 132. Уровни оказания медицинской помощи (первичный, вторичный и третичный).
На современном этапе такой подход начинает терять свою актуальность в связи с динамичным развитием рыночных отношений и частной медицины. Частные клиники все больше нацелены быть пациенто-ориентированными и вокруг одного пациента могут организовать все три уровня. Поэтому это тоже динамичное явление, которое должно отражаться подзаконным актом.
Статья 188. пункты 4 и 5. Лицо с психическим поведенческим расстройством (заболеванием), связанным с употреблением психоактивных веществ, находящееся на принудительном лечении, имеет право и обязано.
Здесь прописываются нормы, которые не могут быть отнесены не только к Кодексу, но и к подзаконным актам, так как описывают распорядок дня и требования организации, а это является внутренним распорядком организации.
Ошибки наблюдаются в проекте Кодекса, начиная с понятийного аппарата:
Статья 102. Лечащий врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации.
Минздрав считает, что если пациент оказался вне медицинской организации, он останется без лечащего врача. То есть если вдруг у пациента появится какая-то реакция после употребления лекарства, он не может обратиться к своему лечащему врачу, так как в данный момент он не в медицинской организации. А это прямое ущемление прав пациента!
Статья 91. Организация здравоохранения — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения.
Минздрав считает, что филиалы клиник без открытия юридического лица, ИП, не являются организациями здравоохранения.
Статья 79. Менеджер здравоохранения — первый руководитель, осуществляющий управление государственной медицинской организацией.
Минздрав считает, что заместители руководителя, начальники отделов и руководители частных клиник не являются менеджерами здравоохранения.
Но самое страшное в антинародном Кодексе — это статья 216, пункт 7.
Субъекты здравоохранения обязаны сообщать незамедлительно координационному центру по трансплантации, определяемому уполномоченным органом, а также трансплантационному координатору по месту нахождения субъекта здравоохранения сведения о лицах, обратившихся, поступивших или находящихся в стационаре на лечении в состоянии комы по причине травмы или острого нарушения мозгового кровообращения, с момента поступления или наступления комы.
Руководители субъектов здравоохранения ответственны за неисполнение данной нормы в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Пункт 8. Контроль за субъектами здравоохранения по реализации пункта 7 настоящей статьи осуществляется органами местного государственного управления здравоохранением и государственным органом в сфере качества медицинских услуг.
При этом ни в понятийном аппарате, ни в разделе компетенций нет ни слова упоминания об этом органе (или должностном лице) как координационном центре по трансплантации или трансплантационном координаторе.
И совершенно непонятно, почему в координационный центр по трансплантации нужно сообщать о пациенте, который в коме, а не о смерти мозга пациента?
Вероятность выхода из комы в первом случае достаточно высока. Кроме того, очень часто кратковременная кома может быть в структуре даже сотрясения головного мозга у молодых людей, который ни в одном случае не дает летального исхода.
Исходя из этой нормы, дальше трансплантационный координатор определяет тактику ведения пациента. Если антигенная структура пациента распространенная, ему повезло, он может остаться в живых от сотрясения мозга. А если у него редкая антигенная структура, не исключено, что это сотрясение головного мозга для него будет фатальным.
— Как, на ваш взгляд, министерство здравоохранения должно было организовать работу по подготовке Кодекса, чтобы не возникало такого количества недостатков?
— Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения — это нормативно-правовой акт, который, естественно, необходим для общества.
Старый Кодекс действует уже более 10 лет и морально устарел
Для рывка развития здравоохранения необходимо было разработать новый Кодекс. Но беда в том, что разрабатывало его министерство здравоохранения, вожди которого не имеют «шкурной» заинтересованности в отечественном здравоохранении. Потому что они не являются пациентами казахстанской системы здравоохранения, они все лечатся за рубежом.
Вот вам живой пример: директор ДККБТУ (Департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК — ред.) города Алматы,
главный государственный санитарный врач города Айзат Молдагасимова попала на карантин по коронавирусу. Но почему-то ей определили домашний режим, а не инфекционный стационар,
как всем контактировавшим пассажирам. Она возила в Европу на лечение свою маму. Об этом официально заявила на брифинге ее заместитель А. Т. Калыкова.
— Приняли единогласно в первом же чтении этот антинародный Кодекс депутаты, которые тоже не являются пациентами казахстанской системы здравоохранения и которые также, как и их родственники, лечатся за рубежом.
Новый Кодекс должен был быть написан не министерством здравоохранения (это исполнительная власть), а депутатами — с учетом запросов избирателей и интересов пациента.
— Если Кодекс будет принят в нынешней версии, чем это грозит?
— Если Кодекс примут в таком варианте, в конечном итоге пострадает пациент. В нем нет механизмов развития пациенто-ориентированной системы здравоохранения.
Если Кодекс примут, пострадают врачи, они окажутся между «молотом и наковальней». С одной стороны, мы будем иметь негативно настроенное население, с другой — врача, который по нормам Кодекса обязан будет поступать в ущерб пациенту. Это усугубит доверие пациента к врачу.
Если Кодекс примут, в здравоохранении будет процветать коррупция
Те родители, которые отказываются от прививок, будут искать «лазейки», чтобы обойти административные барьеры, и будут получать фиктивные медотводы от прививок. Или, что еще хуже, фиктивные прививки.
Это ухудшит получение адекватной информации по уровню вакцинированности населения и приведет к неверным управленческим решениям. Что в условиях эпидемии управляемых инфекций чревато