Как выстроить экономику, чтобы тенге больше не падал? Простое условие: нужно слезть с нефтяной иглы и расширять общественный контроль за властью.
Курс тенге обрушился, однако сказать, где дно, никто не решается. Экономист Жарас Ахметов убежден: чтобы тенге укрепился, нужны системные реформы. А именно:
— В пакете мер, который предложило правительство, сейчас решения системных проблем мы не видим. Надежды на то, что в нынешних обстоятельствах они будут решены, пока нет, — замечает экономист.
— Но в России, в отличии от нас, с несырьевым производством лучше, и так было еще до кризиса?
— В России, поверьте мне, не лучше. Может даже где-то хуже. Типологически, и у Казахстана, и у России схожие экономики. Но у нас рост был 4%, а у них 1,5-2%, и то при помощи статистических ухищрений.
У них вроде разнообразия производств больше, но вместе с тем больше и системных проблем. Да и бизнес вести в России тяжелее. Там и произвола, и других сложностей больше, чем у нас.
— Почему тогда у нас несырьевой бизнес слабо развивается?
— Системные проблемы препятствуют развитию частного сектора.
Взгляды нашей власти принципиально антирыночные
Они понимают, что отказаться от рыночной модели и вернуться в советские времена невозможно, но ограничить конкуренцию как только возможно они всегда готовы. В итоге мы имеем монополизацию, высокую долю государственного сектора в экономике.
— Как изменить такой подход, с чего начать?
— Чтобы среда для развития бизнеса была благоприятной, надо менять законодательную, исполнительную базу, роль государственных горганизаций как исполнительных органов.
Нужно усиливать общественный контроль, предоставлять свободу СМИ
Именно общественные, а не экономические изменения, в первую очередь дадут основной импульс к экономическому развитию и повышению устойчивости экономики к кризису.
— Тогда и несырьевой экспорт у нас увеличится?
— Конечно. На сегодняшний день он у нас не развивается, так как продвижение несырьевых высокотехнологических товаров в нашей институциональной среде, то есть при наших законах и правилах, ведут к высоким издержкам. Согласно отчетам Всемирного экономического форума (ВЭФ), основными препятствиями для торговли в Казахстане являются
А ведь это все издержки. К примеру, когда ты отправляешь товары на экспорт, ты берешь на себя обязательства доставить их в срок. И если транспортная организация, с которой ты сотрудничаешь, сроки и обязательства нарушает, это приводит к издержкам.
Что касается поиска покупателей, для сырьевых компаний это значительно проще. Потому что они крупные и у них есть возможность оплачивать дорогих юристов, а при необходимости судиться в международных арбитражах. И на общем объеме их продаж эти издержки никак не сказываются.
А, условно говоря, для производителя каких-нибудь игрушек все складывается совсем иначе. Повезет он товар, к примеру, в Россию, его там «кинут», и кто в итоге будет его там защищать? Во сколько ему обойдется защита, восстановление прав и возврат денег? Может даже дороже, чем он потерял.
В этом основная проблема в развитии несырьевого экспорта. Выживают в основном те экспортеры, кто давно на рынке и уже набил немало шишек.
— Соответственно, нам нужно менять законодательную базу?
— Если мы хотим развивать частный сектор, нужно во всех сферах, где можно сократить издержки бизнеса, провести законодательные изменения. Президент Касым-Жомарт Токаев в своей речи 2 сентября сказал, что
помощь, выделяемая малому бизнесу местными акимами, распределяется среди приближенных к ним компаний
Это свидетельство неэффективного использования средств господдержки.
За этими маленькими акимчиками должен кто-то следить. А кто? Народ! Поэтому должна быть выборность акимов
Или еще пример: кто из нас знает в лицо хотя бы одного члена городского маслихата? А между тем у каждого из нас там есть представитель, который должен защищать наши интересы на уровне города. Но бизнесмены не знают, к кому обращаться. Пока у нас не будет нормальных представителей органов власти, не будет и нормальной защиты, а соответственно и развития бизнеса. И схема «своих поддержать, а на чужих наплевать» будет процветать.
— А как нам привлечь инвесторов в страну? Эту тему чиновники сегодня часто обсуждают…
— Инвестор приходит в чужую страну в одном из двух случаев:
Карантин, коронавирус и курс тенге: тройная атака на экономику
Вот как инвестор придет в компанию, когда он не понимает, насколько достоверна предоставляемая ею отчетность? А уж если она и низкого качества, то тем более не придет.
К тому же мало кто из компаний в публичном доступе ее размещают. В основном среди них акционерные общества, недропользователи и некоторые получатели финансирования из бюджета.
Нам нужно законодательно расширить категории фирм, обязанных выкладывать свою отчетность в открытый доступ
На индивидуальных предпринимателей это вряд ли будет распространятся, но начиная с определенного уровня выручки нужно внедрять для компаний это требование. В целом нам нужно менять институциональную среду, которая бы позволяла, с одной стороны, сокращать издержки, с другой — защищать свои права предпринимателям и повышать инвестиционную привлекательность Казахстана.