На долю базаров приходится почти 40% всей розничной торговли – это вдвое больше, чем обеспечивают крупные торговые предприятия.
С 16 марта на территории Казахстана введен режим чрезвычайного положения. Один из пунктов — ограничение работы крупных объектов торговли. При этом продуктовые магазины свою работу продолжат в полном объеме. В частности, ограничения не касаются базаров и небольших магазинов. Однако именно эти точки являются наиболее востребованными у населения.
Доля крупных объектов торговли относительно невелика. За 2 месяца ими реализовано товаров на 341 млрд тенге — примерно 22% всей розничной торговли. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели продали втрое больше – 1 трлн 049,1 млрд. Причем большую часть сделок обеспечивают рыночные торговцы (607,9 млрд). На средние предприятия приходится менее 10% всей розничной торговли в республике.
В разрезе регионов структура неоднородна.
Алматинская область — единственный регион страны, где крупные торговые сети востребованней базаров
Доля первых в розничной торговле региона составляет 49,2%, вторых – 43,8%. В Актюбинской и Туркестанской областях на долю крупного бизнеса приходится более трети торговли.
В Восточно-Казахстанской области, наоборот, вся торговля контролируется малыми предприятиями – более 88% розничной торговли. Близки к этому показатели Кызылординской (87,4%) и Карагандинской (81,1%) областей.
По данным Комитета по статистике, в январе-феврале 2020 года объем розничной торговли составил 1 трлн 537,6 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост — 3,8%. Темпы роста значительно отстают от инфляции, которая за это же время составила 6%. Это значит, что казахстанцы хоть и потратили больше средств, но приобрели меньше товаров.
Разбег инфляции: за 12 месяцев цены в среднем выросли на 6%
Более того, объемы розничной торговли в феврале оказались ниже, чем в январе – 767,1 против 770,5 млрд. Это произошло впервые с 2016 года, когда снижение происходило на фоне резкого ослабления курса тенге.
Сокращение объемов сделок по сравнению с январем наблюдается в 11 из 17 регионов республики. Сильнее всего (более чем на 7%) — в Мангыстауской и Восточно-Казахстанской областях. В абсолютных цифрах суммарное снижение продаж только в этих регионах составило около 5,7 млрд тенге. Примерно на 4 млрд упал показатель и в Нур-Султане.
Поправить республиканские показатели удалось Алматы. В феврале 2020 года объем розничной торговли тут составил 261,4 млрд, что на 1% выше январских показателей. Таким образом, по официальным данным выходит, что из каждых трех тенге, потраченных в феврале на покупку товаров, один тратился в Алматы.
Большинство этих средств получили малые магазины и торговцы на рынках — 64% объема сделок южного мегаполиса
На еду наши граждане тратят гораздо меньше, чем на одежду, бытовую технику и прочие непродовольственные товары. По итогам января-февраля 2020 года объем розничной торговли продовольственными товарами составил 482,8 млрд тенге. Это лишь 31,4% от общего объема продаж. Соответственно, доля непродовольственных товаров в структуре розницы составляет 68,6% — это более 1 трлн тенге продаж. Причем наблюдается следующая динамика:
Лишь в трех регионах Казахстана темпы роста продаж выше темпов продуктовой инфляции – это Акмолинская (+20,8%), Актюбинская (+12,5%) области, а также Шымкент (+51,7%). Зато в Костанайской области объем продаж за год упал сразу на 19,6%, в Туркестанской – на 16,9%, в ВКО – на 14,4%.
Актюбинская область — единственный регион, где жители тратят на еду больше, чем на непродовольственные товары. По итогам двух месяцев — 39,7 против 33,4 млрд тенге. Наименьшая доля продтоваров в Туркестанской области. Здесь на 1 тенге, направленный на покупку еды, приходится почти 4, которые идут на приобретение непродовольственных товаров.