Иностранцы отменяют поездки в нашу страну, а казахстанцы не торопятся брать путевки за границу. И это при том, что официально ограничены рейсы только в Иран и Южную Корею.
Об этом говорит Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА). Интересно, что эта тенденция касается туризма как бизнеса не во всех странах.
— Буквально недавно заместитель руководителя Всемирной туристской организации, выступая в Турции, заявил, что коронавирус практически не повлиял на туристские потоки. Но это тот редкий случай, когда мы вынуждены с ним не согласиться. В национальном и региональном контексте абсолютно ясно, что коронавирус сыграл свою грустную роль.
Первое, с чем мы столкнулись, это отмена авиарейсов. С Китаем связь закрыта, а с 1 марта сокращено количество авиарейсов в Южную Корею и Иран. Иран для нас не критичен, это не страна массового туризма. Но в этот период казахстанцы традиционно посещают Южную Корею с медицинскими и лечебно-оздоровительными целями, поэтому сокращение рейсов в эту страну чувствительно.
Кроме того, в это время популярен остров Хайнань — одно из самых массовых направлений, пострадало и оно. Также эпидемия вируса сказалась и на других сезонных направлениях — в Таиланд и Египет.
С одной стороны, мы получаем информацию из Китая о снижении уровня заражения коронавирусом, но в то же время узнаем, что в список ограничений попадают новые и новые страны. Все это все влияет на выездной поток.
Обычно наши власти считают, что снижение выездного потока ведет к росту внутреннего туризма. Но не в этот раз. По словам Шайкеновой, увеличения внутренней миграции не наблюдается.
— Сейчас начнутся праздничные выходные, в это время казахстанцы обычно путешествуют. Но пока неясно, будут ли наши граждане больше передвигаться внутри страны. На это рассчитывать сложно.
Несмотря на заверения властей, что у нас коронавируса нет, люди переживают за свою безопасность
и стараются минимизировать посещение каких-либо массовых мероприятий.
— На днях в Ташкенте должна была состояться конференция по экологическому туризму. Европейские страны оказывают серьезную поддержку этому направлению в странах Центральной Азии и на Шелковом пути. Но
никто из европейских партнеров на конференцию не приехал
Кроме того, много отказов от иностранных туристов, ранее забронировавших туры в Казахстан.
Еще один фактор — непонятная политика нашего госоргана, который отвечает за санитарную безопасность. Информация оттуда поступает взаимоисключающая — то туда не рекомендуют ехать, то сюда.
Кроме того, появляется информация, что якобы отменены поездки на Чарын, то есть на наши основные туристские объекты. Но это не соответствует действительности. И весь этот комплекс факторов не может не влиять на туризм.
Посчитать потери отрасли трудно, это коммерческая тайна.
— Финансовые потери вещь сложная. Турфирмы не очень любят раскрывать свои доходы. И если даже попытаться обозначить какую-то цифру, вряд ли она будет соответствовать действительности.
Надо отметить, что финансовые потери несут не только компании, но и туристы:
— В случае, если поездка уже проплачена, часть денег будет потеряна наверняка — свои затраты удержат и авиакомпания, и турфирма. На возврат денег от отелей тоже потребуется время.