В целом оценки работы кабмина оказались не очень высокими. Хотя случались и ниже.
25 февраля 2020 исполнился год с момента назначения Аскара Мамина премьер-министром. Общественный фонд «Стратегия» предложил экспертам оценить достижения и неудачи нынешнего правительства за год. В опросе приняли участие 23 респондента, представляющих как частный, так и государственный секторы.
В процессе исследования выяснилось, что основным источником информации о работе правительства остаются материалы интернет-изданий. При этом почти половина заявила, что изучают доклады и выступления министров. Зато к пресс-релизам и официальным сайтам большинство респондентов отнеслись весьма скептически.
Сначала социологи напомнили, что еще в бытность первым заместителем Бакытжана Сагинтаева, Аскар Мамин в рейтингах практически не уступал ему в оценках. А по критериям «эффективность» и «перспективность» иногда даже выходил вперед.
Также авторы отметили, что премьером он стал после смены главы государства.
История нацкомпаний Казахстана: КТЖ славится скандалами, но без громких посадок
— Что, как отмечают эксперты, обозначило миссию правительства на политический сезон 2019-20 и наложило отпечаток на восприятие А. Мамина лично и возглавляемого им кабинета министров, — подчеркнули социологи.
Работу правительства Мамина в 2019 году эксперты оценили «удовлетворительно» – 2,88 балла по 5-балльной шкале. Чаще всего ставили «3», аргументируя тем, что
правительство Мамина смогло не допустить крупных просчетов, но и больших достижений у него нет
Максимальная оценка составила 4 балла. Минимальная – 1 балл. Оценившие так привели следующие аргументы:
Большинство экспертов считают, что нынешнее правительство — «очередное компромиссное». Несколько меньшая часть полагает, что нынешний состав — «техническое правительство»,
на которое возложена задача исправить ошибки предшественников и выполнять кратковременные задачи
— Следует учесть, что на многих должностях в министерствах сейчас проходят обкатку выпускники программы «Болашак», которых, видимо, и будут дальше выдвигать на руководящие посты, — добавили респонденты.
Никто из опрошенных при выборе образа правительства не отметил такие варианты, как «кризисное», «новационное», «политическое», «реформаторское».
Самым серьезным и одновременно неблагоприятным фактором для кабмина респонденты считают транзит власти. Премьер и все правительство вынуждены балансировать между двумя центрами власти.
В целом, если сравнивать с правительствами Сагинтаева (2018 г.) и Карима Масимова (2016 г.), нынешний состав по оценкам экспертов более гибок и профессионален, но менее инициативен и ответственен.
Ушли «токсичные» министры, пришли исполнители — Айдос Сарым
— Правительство действует в том пространстве маневров, которое ему отведено, по сути являясь техническим оператором по исполнению поручений президента, но не самостоятельным политическим актором, — процитировали социологи респондентов.
Для оценки работы из предложенного списка эксперты выделили следующие показатели:
Из шести показателей только два оказались в верхней части рейтинга, а именно: исполнение бюджета и его дефицит (3,25 балла) и динамика тарифов (2,65 балла).
Многие эксперты отметили, что «Мамин удержался от грандиозных проектов и эффективно работает с бюджетом». Однако по параметрам «выполнение госпрограмм» и «повышение уровня жизни населения» оценки очень низкие – 2 и 1,81 балла соответственно.
«Нет позитивных сдвигов в экономике, рост цен сохраняется. Соответственно, уровень реальных доходов населения не растет и даже снижается»
— В целом заметно, что оценка экспертов работы правительства Мамина по параметрам невысокая: максимальная оценка – 3,25 балла, минимальная – 1,60 балла по 5-балльной шкале. Выше оценивается работа по макроэкономическим и социально чувствительным показателям. Ниже – по показателям, отражающим социальный эффект от проводимой в стране экономической политики.
Кто в Казахстане богатеет быстрее всех?
Так, бюджетная политика, ВВП на душу населения, уровень инфляции и среднегодовой прирост ВВП оцениваются выше, чем миграционные показатели, уровень жизни населения и исполнение госпрограмм, отмечают авторы рейтинга.
Экспертам предложили назвать достижения в работе нынешнего кабмина. Они перечислили следующие.
В разряд спорных достижений попали разработка и принятие ДКБ 2020-2025 и переговоры по ЕАЭС.
— При этом большинство экспертов отказываются рассматривать в качестве достижений решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, рост ВВП, меры по стабилизации цен, реализацию предвыборных обещаний Токаева, отсутствие внутренних и внешних конфликтов. Данная позиция объясняется «рутинным исполнением давно придуманного и запланированного, либо скомандованного и определенного сверху», — заявили социологи.
Респондентам предложили назвать и недостатки.
Также экспертам предложили ответить, деятельность каких министерств наиболее важна на данном этапе развития страны. Оказалось, что с 2018 года ТОП-5 практически не изменился, хотя немного перетасовались места.
Первое место осталось за министерством национальной экономики. На вторую позицию вышло МВД. Министерство труда и социальной защиты, занимавшее ранее 2 позицию, спустилось на 5 позицию. Министерство образования и науки и министерство финансов соответственно поднялись на одну строчку.
Продолжение следует