В «высших эшелонах власти» продолжаются перестановки. После смены правительства очередь дошла до Генеральной прокуратуры, где сменился и руководитель, и его первый заместитель. Насколько эти перемены изменят политическую реальность Казахстана, рассуждает политолог Айдос Сарым.
— Похоже, стояла задача набрать более «исполнительский» кабинет, чтобы он более жестко и последовательно выполнял поставленные задачи и поручения. Это первый момент.
Второй – убрали «токсичных» министров, по крайней мере большинство. То есть тех, кто больше всего раздражал граждан. Они уже не могли претендовать на нормальные отношения с гражданским обществом. Взамен пришли люди, которые уже не вызывают такого негатива — по крайней мере, в своих профессиональных сферах.
Правительство Сагинтаева не использовало полугодовой карт-бланш президента – Ашимбаев
— Общество сильно изменилось. Уже давно пора затрагивать более фундаментальные решения, хотя в отдельных случаях все-таки что-то меняется, где-то в регионах и отдельных ведомствах. Даже сама жизнь принуждает к переменам, пусть и небыстрым. Тот же интернет многое изменил, хотя мы этого и не замечаем. Например, поведение чиновников или какие-то практики на местах.
— Кроме правительства, в стране есть еще и парламент. Может быть эти изменения придут оттуда?
— Есть такой критерий: куда чаще всего обращаются граждане? В АП, правительство, акиматы, прокуратуры, Нур Отан и так далее.
В Казахстане растет запрос граждан на диалог с властью — эксперт
Я видел данные разных социологических исследований, и все они показывали, что в парламент люди обращаются мало. Если хотим это изменить, нужно демократизировать поле, упростить закон о партиях, позволить появиться новым партиям, которые бы конкурировали в том числе и внутри парламента. Это позволило бы поднять как эффективность, так и авторитет.
— Этого будет достаточно?
— Я считаю, первостепенная задача парламента вовсе не законотворческая. Она представительская. Люди должны видеть, что депутаты именно их представители, которые готовы спорить. А если нужно, и подраться. Тогда граждане не станут выходить на улицы и устраивать митинги с революциями.
— Все разговоры, что парламент должен быть профессиональным и состоять из одних юристов, несостоятельны. Парламент должен состоять из людей, представляющих общество, большие его группы. Все остальное второстепенно. Грубо говоря, если электорат на 99% состоит из доярок, в парламенте 99% депутатов должны быть доярками. Парламент должен отражать структуру общества и его интересы.
— По-моему, у такого парламента нужно будет уменьшать законотворческую инициативу.
— Давайте далеко ходить не будем и посмотрим на соседние страны. На Украине и в Кыргызстане ситуация улучшилась именно благодаря парламенту. У нас считают каким-то верхом безобразия, когда депутаты дрались на трибуне. Но если объективно судить, более-менее эти общества стабилизировались именно в результате таких драк. Этот путь проходили многие страны и в Европе, и в Азии. Кроме того, у нас основной массив законов уже принят и основные правила игры определены. А часто их менять плохо и для общества, и для бизнеса. Многие исследования доказывают, что лучше пусть плохие, но относительно стабильные правила, чем меняющиеся ежемесячно. На месте парламентариев я бы каждый день разных министров просто распинал прямо на трибуне. Наверное, на какое-то время добрый пинок скажется на работе позитивно. Но к сожалению, пинки у нас только президентские, других методов мотивации и не осталось. Наши политологи уже говорили, что власть будто сама толкает людей на различные действия, в том числе и противоправные. Вот как раз из-за отсутствия иных механизмов воздействия.
Казахстанский парламент — как сенат, так и мажилис — последние пару лет демонстрируют стабильную и достаточно эффективную работу. Несмотря на иногда сотрясающие их скандалы благодаря высказываниям некоторых депутатов. Но вот коснутся ли изменения структур и верхушки парламента в связи с общими кардинальными изменениями властных органов, мы узнаем в ближайшее время.