У топ-менеджеров доходы растут быстро, а у простых граждан — не очень.
Госкомстат опубликовал очередной отчет о казахстанских зарплатах в 2019 году. И помимо средней (размеры которой уже неоднократно приводили), там оказались данные о медианной и модальной.
Медианная — это та, больше которой и меньше которой получает по половине работников.
Модальная — наиболее часто встречающаяся.
Медианная зарплата за 2019 год составила 112,2 тыс. тенге в месяц. То есть половина работающих казахстанцев получали меньше этой цифры
В апреле 2018 она равнялась 106,2 тыс. тенге. Как отмечает портал Ranking, разрыв между медианной и средней заработной платой — от 45 до 67,4%, в зависимости от региона. Считается, что такая большая разница говорит о серьезном социальном расслоении общества. Поскольку некая малая часть зарабатывает достаточно крупные суммы, чтобы этот разрыв обеспечить.
Модальная зарплата за 2019 — 58 тыс. тенге. В 2018 она была 80 тыс. тенге. То есть за год показатель уменьшился на 27%.
Экономист Айдархан Кусаинов винит в этом нынешнюю модель развития экономики. Хотя и отмечает, что уже намечается некий «разворот в правильную сторону». Главное — чтобы он прошел благополучно.
— Айдархан, на первый взгляд, самое шокирующее в этой статистике — резкое уменьшение модальной зарплаты. Почему такое могло случиться?
— Вообще, модальная зарплата иногда ничего и не значит. Условно говоря, если на 50 зарплат 20 раз встретилось 100 тыс., а 21 раз — 50 тыс., то и модальная будет 50 тыс.
Я бы на нее и не смотрел. Гораздо более важное и знаковое понятие — это медианная зарплата
И могу сказать, что у нас крайне несправедливая система. Например, в России медианная составляет 75% от средней.
В странах Организации экономического сотрудничества вообще 85-90%
У нас всегда была очень большая разница, а с 2009 начала еще больше нарастать. И тенденция роста продолжалась до 2018 точно, насчет 2019 пока не знаю.
Я и тогда говорил, и сейчас утверждаю, что
вся наша система, строящаяся на поддержке бизнеса, приводит к тому, что богатеют только акционеры, директора и топ-менеджеры
Доходы основной массы населения растут гораздо медленнее. Медиана в 112 тыс. это четко показывает.
— Кстати, считают до вычетов налогов или уже после?
— До.
— При подготовке статистики не учитывались малые предприятия. Эксперты портала Ranking утверждают, что если бы взяли и их, картина оказалась бы еще хуже.
— Нет, утверждение неверно. В свое время я делал на эту тему специальное исследование и могу сказать, что на самом деле зарплаты в малом и среднем бизнесе примерно одинаковые. Если речь не идет о топ-менеджерах, конечно, тут у правления какого-нибудь банка с его годовыми бонусами просто гигантский отрыв от какого-нибудь директора ТОО.
А в случае с обычными работниками разница в зарплате чаще всего составляет всего 3-5%
— Среднюю зарплату считают отдельно как без учета малого бизнеса, так и с ним. А медианную уже только по крупным и средним предприятиям. Но она все равно примерно такая же и в малом, потому что много получают только топы — а это десятые доли процента и роли в медиане не играют. Зато при расчете средней дают видимость больших заработков у всех.
Что такое крупное или среднее предприятие? Это пара тысяч рабочих и человек двадцать управляющего персонала
Кстати, при расчете средней зарплаты учитываются и выплачиваемые бонусы тех же топ-менеджеров. Госкомстат говорит, что считает вообще все выплаты — тринадцатую зарплату, премии и так далее. У нас в декабре всегда подскок средней зарплаты по стране — как раз в результате выплат премий и бонусов.
— А «зарплату в конвертах» статистики учитывают? Может быть цифра получилась такой маленькой, что часть денег просто прошла мимо их внимания?
— Во-первых, соответствующие методы есть, и «досчет» на теневую экономику производится. Во-вторых, крупные и средние предприятия не платят зарплату в конвертах. Это просто еще одна легенда, которую давно пора забыть. Это ведь слишком много хлопот. Только представьте, что нужно двум тысячам рабочих выдать дополнительные конверты. Кроме того, сейчас везде внедрили зарплатные карты. Это раньше, когда все равно и белая зарплата выдавалась наличкой в кассе, еще были такие варианты, а сейчас, по-моему, и касс на крупных предприятиях нет. Работнику сразу выдают карточку — и все.
— То есть официальная статистика, несмотря на давно сложившееся к ней недоверие, в данном случае близка к истине. Разрыв действительно очень большой? Считается, что это говорит о серьезном социальном расслоении общества.
— Именно так.
Однако надеюсь, что в следующем обзоре этот разрыв сократится
У нас подняли минимальную зарплату бюджетникам, это должно подействовать. Но не знаю, насколько значительно. Мы все-таки начали сокращать поддержку бизнеса за государственный счет. Хотя видно, что
все еще хочется, но уже не можется — денег не хватает
Я и раньше говорил, что экономическая политика должна отталкиваться от повышения доходов населения. Которое в свою очередь уже передаст доходы бизнесу через потребление. Сейчас она потихоньку начинает выстраиваться именно так.
— И уже можно «включать оптимизм»?
— Думаю, да. Процесс начался. И хотя точного понимания еще нет, зато есть идея. То есть начали думать именно в этом направлении. Это внушает оптимизм.