Новое предложение МОН РК ввести в школах Казахстана 100-балльную систему оценки знаний вызвало резонанс в мажилисе.
Самая реформируемая в Казахстане система образования снова в шаге от очередных новшеств.
30 января на встрече с депутатами мажилиса вице-министр образования Шолпан Каринова рассказала о новой задумке ведомства. По ее словам, министерство рассматривает вариант введения 100-балльной системы оценок по примеру вузов.
На фоне действующих СОРов и СОЧей инициатива чиновников как минимум вызывает недоумение. Что, собственно, депутаты и продемонстрировали.
Вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева первой подвергла инициативу МОН РК критике.
— От того, как мы оцениваем знания детей, качество знаний не улучшается,
у них уровень знаний тоже от этого никоим образом не зависит. Мы бы вообще предложили вам вернуться к прежней системе и никому не усложнять задачу», — сказала Исимбаева.
Шолпан Каринова отметила, что решение будет принято в течение пары месяцев. Куда и зачем торопится министерство, мы спросили у депутата фракции «Ак жол» Кенеса Абсатирова.
— Кенес Гарапович, вы были на последней встрече представителей Минобразования с депутатами и слышали, что снова предлагаются какие-то новшества. Что думаете?
— Мы постоянно говорим министерству, что
слишком много реформ, люди устали
На каком еще языке объяснять, я уже не знаю. Какая-то непонятная упертость!
— А кто двигает все эти реформы?
— Кто обычно формирует политику в организациях и компаниях? Наверное, первый руководитель. Условно говорю. Здесь все зависит от министра. Это он должен доказать президенту, правительству и общественности эффективность той или иной реформы.
Когда мы только обсуждали законопроект о статусе педагогов, я привел в пример ситуацию в Италии, где министр ушел в отставку после сокращения бюджета. Человек понял, что окажется бесполезным на посту, если не сможет на меньшее количество денег реализовать задуманное.
У нас же уперлись в реформирование, каждый министр что-то придумывает
Я категорически против.
— Что ваша фракция думает по поводу действующей системы оценивания — СОРов и СОЧей?
— 12 декабря 2019 года мы почти в том же составе под председательством вице-премьера Бердибека Сапарбаева уже обсуждали ведение электронных журналов. А там и Кунделик, и СОРы, и СОЧи. 25 декабря во фракцию приходил вице-министр образования и науки Рустем Бигари. Он курирует информатизацию. Тогда тоже состоялся обстоятельный разговор.
И вот теперь заявлено, что через два месяца внесут корректировки в приказ о том, что в школах с низкой скоростью интернета отменят электронные журналы. И на каждом заседании комитета по социально-культурному развитию мы поднимаем вопрос всего, что происходит в системе.
Реформы нужны, я не спорю. Но нужно делать это осмысленно. Школьная общественность еще не разобралась ни в СОРах, ни в СОЧах
Люди не могут оценить успеваемость детей. Министерство объясняет отмену 5-балльной системы оценивания болезненным отношением детей к оценкам. Хотя я считаю, что эта понятная всем система стимулировала учащихся исправлять отметки. Ее понимали все. А сейчас никто не знает, по какому принципу оцениваются СОРы и СОЧи. Все рассчитывается автоматически.
— Когда мы выезжали в регионы, лично убеждались, что еще не все понимают новую систему выставления оценок. А в некоторых школах умудряются преподавать по старым методикам и старым книжкам.
В России начали издавать учебники советского периода последних лет. Их переиздают и дети учатся по ним. Это была понятная литература
В конце концов, члены нашего правительства как раз по ним и учились. Иначе с чего вдруг они выросли очень умными?
— Энергии в Минобразования, как я поняла, много, останавливаться не собираются. И что делать?
— Продолжать говорить об этом. Настаивать на обосновании предлагаемых норм. В том числе и учителя чтобы не уставали говорить. При нынешней ситуации в Казахстане очень скоро, лет через 10, не останется ни образования, ни медицины, если их реформировать так, как это делают сейчас.
Я всем знакомым советую переводить детей на дистанционное обучение параллельно с посещением школы
В России вообще внедряется семейное образование. Родители сами учат детей дома. Все негативные тенденции я вижу как последствия Болонского процесса. Нам нужно остановиться и нормально подумать, что мы хотим получить от этих реформ.