«Хлеб всему голова», «хлеб нельзя ронять», «подайте на хлебушек»… Почему в постсоветском пространстве все так сильно завязано на одном продукте?
В целом хлеб столетиями подавался на стол что в Средней Азии, что в России. Но его массовое превознесение началось сравнительно недавно.
С исторической точки зрения, разумеется.
Песни, стихи, сказки и, разумеется, агитационные плакаты… существовала целая система, буквально делающая этот продукт питания едва ли не объектом поклонения.
Что тут сказать, блогер рассказала о мнении старшего поколения к «хлебушку»:
«Я регулярно вступаю в споры с собственной матерью, когда раз в неделю приезжаю к ней на обед. Мое потребление хлеба уменьшилось за последние годы, но подавать его с каждым блюдом – невероятно стойкая привычка: она каждый раз дает мне больше хлеба, чем нужно, а я продолжаю критиковать ее за это, потому что не выношу вида недоеденного куска хлеба. И так продолжается много лет».
Далее автор размышляет на тему, что даже в обеспеченных семьях той поры хлеб играл сакральную роль. Ведь если на столе не было выпечки, насытиться никак не получалось.
Тут надо отметить, что ни одного достоверного источника о том, что культ хлеба уходит корнями в древность, нет. Это созданная в прошлом веке и навязанная идеологическая система.
Проблемы с продовольствием начались примерно в 20-х годах, боролись с этим на протяжении 30 лет. С переменным успехом. При этом государству было крайне важно показать гражданам, что только оно может выступать в роли спасителя от голода. И вера в это — отличный шаг, чтобы эту самую власть укрепить. И сделать народ покорным.
А голод как инструмент подходил для этого просто прекрасно — ведь в стране Советов частной собственности, как известно, не было… а стало быть накормить могло лишь государство.
Особенно тяжело было в годы войны, когда хлеб выдавался по карточкам и чаще всего был единственным продуктом, доступным для простых граждан, являясь по сути синонимом выживания. В том же блокадном Ленинграде он был на вес золота.
Не менее питательные картофель, капуста или гречка такими статусными продуктами не являлись. Иметь хлеб в достатке — именно это означало жить в богатой могущественной державе. И этот стереотип активно эксплуатировался вплоть до конца XX века.
Принято считать, что в СССР главенствовал атеизм и люди поголовно не верили ни во что… что несколько не так. Нельзя за несколько лет разрушить фундамент, который закладывался столетиями. Просто вместо веры в Бога появились другие культовые верования.
Но цель была все та же — управлять массами. Яркий тому пример — культ личности или, скажем, культ «хлебушка-спасителя».
Даже после преодоления голода образ хлеба прочно закрепился в умах советских граждан. Киноленты, плакаты, лозунги — все это отлично служит доказательством подобного утверждения.
Хлеб по сути не является настолько уж питательным продуктом, а порой даже вреден. Но его почитание — эффект крайне успешного аграрного пиара.
В наше время был резонансный случай — у северных соседей (речь о России) в одном из городов местная пекарня устроила акцию — под Рождество изготовила елку из белого хлеба и водрузила ее у входа одного из фирменных магазинов:
И теперь я уверен, половина читателей скажет «что за кощунство», а другая лишь пожмет плечами — это же только продукт питания, а не святыня.
Возвращаясь к случаю с елкой, отмечу, что во время споров среди тех, кто говорил, что «с хлебом так нельзя», попадались и молодые ребята, уже не родившиеся в СССР. Это говорит о том, что культ хлеба пережил страну Советов, прочно укрепившись в сознании.
Исчезнет ли он когда-нибудь совсем — вопрос открытый…