Нарушены цепочки глобальных поставок сырья, комплектующих и товаров народного потребления.
Судоходные компании, которые перевозят товары из Китая, заявили, что сокращают количество морских судов. Причина — меры по недопущению распространения коронавируса резко снизили спрос на их услуги. В результате над глобальной сетью грузоперевозок нависла угроза.
По данным Конференции ООН по торговле и развитию, около 80% мировой торговли приходится именно на морской транспорт. При этом семь из десяти крупнейших контейнерных портов находятся в Китае.
«Закрытие китайских портов повлияло на контейнерные перевозки в целом, ведь они имели важнейшее значение для внутриазиатских и глобальных цепочек поставок», — отметил Питер Сэнд, главный аналитик по морским перевозкам международной судоходной ассоциации (BIMCO).
«Это ограничило спрос на контейнерные мосрские перевозки, что негативно начало сказываться на многих отраслях промышленности. Причем во многих странах мира», — сказал он в интервью CNN Business.
Аналитик также подчеркнул, что чем дольше продлится кризис в области здравоохранения, тем сложнее будет перемещать товары по миру.
«Китай, стремясь сдержать вспышку коронавируса, закрыл заводы и запер рабочих по домам. Но встало не только производство. Практически полностью парализована работа в морских портах. Мы уже наблюдаем, как крупные компании начинают испытывать проблемы. И
чем дольше продлится такая ситуация, тем глубже будет яма, в которую рухнет мировая экономика,
— сказал Питер Сэнд.
Так, как сообщил канал BBC, компания Hyundai уже приостановила производство на своих заводах в Южной Корее. Как говорится в официальном пресс-релизе компании,
«в связи со вспышкой коронавируса в Китае возникли серьезные перебои в поставке деталей».
Из-за ограничительных мер, принятых во многих странах мира, некоторые суда не могут заходить в китайские порты. Кроме того, много кораблей застряло в доках, ожидая, когда китайским рабочим позволят вернуться на свои места и закончить ремонт.
Как сказал CNN Гай Платтен, генеральный секретарь Международной торговой палаты,
“Еще больше судов простаивают в «плавающих карантинных зонах». Поскольку такие страны, как Австралия и Сингапур, отказывают судам, заходившим в китайские порты, войти в свои собственные. До тех пор, пока экипаж не будет объявлен свободным от вирусов».
Гигантские судоходные компании, такие как Maersk, MSC Mediterranean Shipping, Hapag-Lloyd и CMA-CGM, заявили, что сократили количество судов на маршрутах, соединяющих Китай и Гонконг с Индией, Канадой, США и Западной Африкой.
Судовладельцы объясняют это тем, что традиционное сокращение товарооборота по китайскому направлению, связанное с празднованием Нового года, усугубилось закрытием фабрик и заводов. В результате по сравнению с прошлым годом
спрос на услуги морских грузоперевозок упал на 54%
В свою очередь, как сказал Питер Сэнд, члены BIMCO, в состав которой входит 1900 судовладельцев, операторов, менеджеров, брокеров и агентов, сообщают об ограничении, а то и вообще об отсутствии спроса со стороны Китая на такие товары, как уголь, сырая нефть и железная руда. Именно эти виды сырья доставлялись в Китай морским транспортом.
Как сообщает BCC, логистическая компания Freightos предупредила своих клиентов, что следует ожидать задержек с доставкой товаров из Китая. Компания предложила рассмотреть возможность отказа от поставок морским транспортом в пользу авиаперевозок. Или начать поиск альтернативы в других странах. Эксперты компании считают, что
кризис в морских перевозках в самом скором времени может сказаться на повышении тарифов в грузоперевозках вообще
Компания IAG Cargo, подразделение IAG British Airways по авиаперевозкам грузов отменило все рейсы как из Китая, так и в Китай. По крайней мере до конца февраля. На своем сайте компания ссылается на рекомендации правительства Великобритании.
Немецкая логистическая группа DHL сообщила о
«серьезных перебоях с входящими/исходящими грузовыми авиа- и железнодорожными перевозками».
В отчете логистов говорится, что ограничения могут оказать
«серьезное влияние на операции цепочки поставок и промышленное производство в Китае. Особенно в таких отраслях, как автомобильные, фармацевтические и медицинские поставки, а также высокотехнологичное производство».
DHL приостановила поставки в провинцию Хубэй, эпицентр вируса. Правда, при этом заявила, что не предвидит других изменений в своей деятельности.
Еще две логистические компании UPS и FedEx Express сообщили, что продолжают летать как в Китай, так и из него. При этом UPS заявила, что в результате закрытия бизнеса в Поднебесной спрос на ее услуги сократился минимум на 28%.