С 1 января для заказов товаров через Интернет из-за границы установлен порог в 200 евро, а через два года он будет и вовсе 20 евро. Почему страна идет на такие ограничения?
Совет Евразийской экономической комиссии принял эти ограничения для физических лиц. Казахстанские экономисты спорят, кому на руку превращать для казахстанцев покупки в интернете в роскошь. Кто-то считает, что таким образом обложенная санкциями Россия спасает свой бизнес. Вытеснение с рынка более дешевых китайских товаров на руку и ритейлерам. При этом интересы рядовых покупателей никого не интересуют. Глава Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков говорит, что к нему посыпались обращения за консультациями, как вести себя дальше?
— Есть мнения, что принятые ограничения сделаны ради России. Что вы думаете об этой норме, которая непременно отразится на простых покупателях?
— Это может звучать странно, но я поддерживаю позицию властей, потому что это не российское лобби, это мировой тренд. Таковы общепринятые мировые ставки, поэтому говорить, что мы здесь у себя ущемляем людей по сравнению с Европой, США и Азией — неверно.
Сумму беспошлинного ввоза постепенно выравнивают по сравнению с другими странами. И у нас это делается мягко
Когда мы вступали в ВТО, должны были сделать это быстро. Но нам удалось взять себе отсрочку сначала из-за Таможенного союза, потом из-за ЕАЭС. Но теперь никуда не деться.
— Я верно понимаю, что это требование ВТО?
— Да. Беспошлинный ввоз — это обязательный контроль над ввозимыми товарами. Ряд государств на этом пытались построить свою экономику. Но не получалось.
Россия под санкциями спасает свой бизнес за счет нас — экономист
В мировой интернет-торговле уже обсуждаются такие показатели беспошлинных посылок, как вес и стоимость пересылки. Вот у нас сейчас действует порог в 200 евро без стоимости пересылки. И теперь страны, где порог уже 30-50 долларов, также переходят к тому, что в эту стоимость не входит доставка.
Пока могу сказать, что мы удачно притормозили переход к окончательной стоимости беспошлинного ввоза
Мы дождались того момента, когда интернет-торговля начала развиваться. Уже есть понимание, что ритейл-сети — это очень хорошо, но прямой выход на продавца с наименьшей торговой расценкой гораздо лучше. Потому что если фотоаппарат один раз произвели и 10 раз перепродали, 10 фотоаппаратов не появилось, а стоимость добавилась.
В странах, где уже действуют максимальные ставки в 20-50 долларов, существует еще понятие кратности посылок. Наши существующие 200 евро не подлежат кратности. То есть на 200 евро можно завозить каждый день, никаких других ограничений нет.
— А не раз в месяц разве?
— Нет, такого нет. Но страны договорились, что будут вести свой учет. В любом случае, количество этих раз по 200 евро будут учитывать. Я думаю, таким образом хотят легализовать малый бизнес. Есть такая тенденция, что люди активно закупаются через интернет не только для себя, но и с целью перепродажи.
Скорее всего, придумают какой-то объем товарной массы, ввезенной одним лицом, который будет подпадать под критерий индивидуального предпринимателя с обложением налогами.
— А какова максимальная стоимость беспошлинных посылок в других странах ВТО?
— Где-то 20 евро до 50 долларов. Валюта тоже везде разная. Где-то национальная, где-то конвертируемая.
— Что произойдет со статистикой интернет-покупок после вводимых ограничений? В конце концов, это отразится и на «Казпочте»?
— «Казпочта» занимает в лучшем случае 5-ю, если не 10-ю долю.
Большая часть товаров идет через курьерские службы. Для них, безусловно, потери будут серьезными
Сейчас произойдет увеличение количества посылок. Потому что когда максимальная сумма беспошлинного ввоза была 1000 долларов, посылок было меньше. Зато выйдут из тени скрытые возможности людей. Когда появилось первое ограничение в 1000 долларов, появились так называемые «сотни».
Люди в интернете объединялись в группы, какой-то представитель группы закупал товар и себе, и своим партнерам по «сотне». Этот конвейер был хорошо отлажен.
«Сотни» ломали бизнес серьезным магазинам. Через интернет люди могли заказать любую техническую новинку или хорошую шубу
по гораздо более выгодным ценам. Однако изучали и щупали товар перед покупкой у легальных поставщиков.
За кого мы тут переживаем? За всех. Получается, если не ограничивать беспошлинный ввоз, падает легальная торговля. А если ограничивать, легальная торговля растет и растут налоги.
— Люди идут в интернет ради ассортимента и цены. Может быть нашим ритейлерам нужно подумать над маржой на свои товары? Чтобы покупателю было невыгодно делать заказы через интернет.
— В этих пересылках много посредников. Как сейчас начинают ломаться эти схемы, люди становились прямыми дистрибьюторами каких-то поставщиков. Они привозили сразу много товара — вагонами и контейнерами. На каждое изделие транспортных расходов становится меньше. Продают это все также через интернет, но этот товар уже прошел таможенную очистку, за него уплачены налоги. Это сильная конкуренция ритейлерам, чтобы они не думали, что они короли рынка.
Есть у интернет-покупок слабое звено: товар не сертифицирован, так что может при доставке разочаровать покупателя. Несоответствие ожиданиям распространяется как на безопасность товара, так и на его свойства. Но для тех, кто поставил интернет-покупки на поток с целью перепродажи, это уже предпоследний вопрос. Посмотрим, как Казахстан справится с последующими ограничениями.