Покупки через Интернет серьезно ограничили — с 1 января порог беспошлинного ввоза товаров составляет 200 евро. И это не последнее снижение…
Эта норма по решению совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) была введена для физических лиц. Но будет и продолжение:
Норма ударит по тем казахстанцам, кто привык покупать через Интернет товары, которых в Казахстане нет. Или которые существенно дешевле за границей, чем у нас. Вместе с простыми гражданами это новшество заденет и некоторые компании.
Между тем наряду с многими экспертами экономист Магбат Спанов убежден: для Казахстана такие меры невыгодны, хоть они и внедряются во всех странах ЕАЭС.
В Казахстане нет таких крупных ритейлеров, как в России
К тому же для многих казахстанцев, живущих в отдаленных населенных пунктах, заказывать товары в интернет-магазинах и получать их через «Казпочту» — единственная возможность «выкрутиться». Ведь ассортимент близлежащих магазинов невелик.
— Россия, находясь под давлением прямых санкций, пытается создать условия именно для своего бизнеса. Ее не заботит бизнес других стран-членов ЕАЭС. К тому же она заинтересована в том, чтобы выбить с общего рынка китайские товары. Но учитывая низкие доходы многих казахстанцев, это негативный фактор. «Казпочта» сегодня пытается позиционировать себя как система не только почтовых, но и финансовых услуг. Но такие нововведения очень сильно по ней ударят.
Я считаю, что оптимальным было бы оставить беспошлинный ввоз на сумму до 500 евро. Но раз уж снизили до 200 евро, дальше не стоит.
Наше правительство должно отстаивать свои интересы — мы не должны соглашаться на инициативу России
Думаю, если все четыре страны, входящие в ЕАЭС, помимо России, будут против, Россия не сможет им это навязать.
Казахстан и так во многом пошел на уступки России,
к примеру, в вопросах, связанных с таможенными пропусками, или в вопросах увеличения стоимости бензина.
В целом, я считаю, Казахстан должен отстаивать свои интересы. Не надо окончательно терять лицо, — говорит он.
Как получается, что Казахстан не отстаивает свои интересы в таких вопросах? По словам Спанова, не хватает людей и структур, которые бы вырабатывали выгодную стратегию.
— Это аналитическая и научная работа. Потенциал России в этом плане намного больше. У нас не хватает финансирования этих отраслей. А кто будет изучать и заниматься столь глобальными проблемами, если за это не платят? — констатирует экономист.
Экономист Вячеслав Додонов также придерживается мнения, что действия России задевают интересы остальных четырех стран, входящих в ЕАЭС. Поэтому в отстаивании своих интересов «пострадавшим» нужно объединиться.
— Международная розничная интернет-торговля растет с каждым днем, и такие ограничительные меры вызывают негативный резонанс. Да, с одной стороны, чем больше покупается товаров за границей, тем большие убытки несут ритейлеры. Но с другой стороны, не стоит забывать и об интересах покупателей — простых граждан. По ним такие нововведения бьют достаточно сильно, — отмечает он.
Додонов не исключает, что казахстанский бизнес рад нововведению. Но Казахстану необходимо определить, чьи интересы более весомые. Важно учесть, что роль торговли в ВВП Казахстана велика и в лучшие годы доходила до 10%. Но также стоит брать в расчет и интересы крупного игрока — «Казпочты»: просчитать ее выгоды от интернет-торговли и возможные убытки от снижения нормы беспошлинного ввоза.
— Нужно сначала выработать сбалансированную позицию внутри Казахстана. И если она будет в пользу отказа от ограничений, тогда этот вопрос надо решать через институты ЕАЭС.
Есть три препятствия, которые ЕЭК выделяет для свободной торговли: барьеры, ограничения и изъятия. Изъятия — это легитимный механизм. Учитывая его, для отдельных стран нормативная база ЕАЭС допускает исключения. То есть если мы попытаемся отстаивать интересы наших потребителей в интернет-торговле,
можно попытаться добиться послабления в рамках режима изъятия,
— утверждает экономист.