И речь не только об экономическом, но и военном сотрудничестве.
Для постсоветских стран Пекин — это «идеальный противовес» как Западу, так и Москве. В Беларуси это поняли быстро и всячески развивают отношения. Китаю же Минск нужен как составная часть проекта «Один пояс – один путь» в качестве транзитной страны. Поэтому в Беларусь исправно идут кредиты и инвестиции, а также реализуются крупные (по белорусским меркам) совместные проекты.
Однако некоторые эксперты предостерегают, что проекты и кредиты Поднебесной несут определенные риски. На китайские деньги можно покупать только китайские же товары, а потом все равно возвращать кредит с процентами. А в некоторых проектах должно быть задействовано не менее половины опять же китайского оборудования и рабочей силы.
Об этом пишет аналитик Мурат Лаумулин в работе «Внешняя политика и внутриполитическое развитие современной Беларуси», опубликованной на официальном сайте Международного научного комплекса Астана.
Окончание. Читайте также первую и вторую части.
После распада СССР Беларусь начала развивать связи с дальним зарубежьем, в том числе с Китаем. И довольно успешно —
взаимный товарооборот вырос почти с $34 млн в 1992 г. до более чем $3,5 млрд в 2016
При этом из Китая продукции ввозится в несколько раз больше, чем в обратном направлении (88,3 % к 11,7 %).
В июне 2018 по итогам встреч глав двух стран было подписано соглашение о безвизовом режиме,
а также пакет документов о развитии сотрудничества в туристической, экономической, финансовой и таможенной сферах
Кроме технопарка «Великий Камень» и транспортно-логистических проектов, анонсирована реализация 90 крупных инвестиционных проектов на общую сумму порядка $15 млрд.
Лукашенко испугался, что перепутал Зеленского с Путиным
Некоторые эксперты обращают внимание, что в проектах «доля китайского оборудования, работ и услуг должна составлять не менее половины».
Именно поэтому активное привлечение китайских связанных кредитов несет в себе определенные риски
Однако Минск нуждается в этих деньгах. Россия не может предложить такие же крупные инвестиции, поскольку находится под санкциями. Плюс ко всему в отношениях Москвы и Минска тоже не все гладко.
— Вполне возможно, что дружеские отношения с Китаем Минск может попытаться использовать в своих конфликтах с Россией, — пишет автор.
Но даже нынешние китайские инвестиции не столько значительны, как хотелось бы. Беларусь интересует Китай в первую очередь с точки зрения географического расположения.
— Пожалуй, Минск не может предложить Пекину больше ничего такого, что он не смог бы найти в других странах, — считает Лаумулин.
Автор отметил, что не только для Беларуси, но и других постсоветских стран
Пекин является почти идеальным противовесом как России, так и Западу
Москва смотрит на бывшие советские республики как на свою сферу влияния.
— Еще больше политических требований, иногда переходящих в организацию государственных переворотов, предъявляет им Запад, при этом денег он тоже заносит не слишком много. А вот у Китая денег полно, а политических требований никаких, — пишет исследователь.
Токаев: «Беларусь — это мост в Европу»
Пекину Минск нужен как составная часть «Одного пояса – одного пути». Беларусь располагается на пути в Европу, Украина не может соперничать с ней в роли транзитной страны для китайского проекта. Во-первых, в Беларуси нет гражданской войны. Во-вторых, белорусская транспортная инфраструктура в отличном состоянии, а украинская в разваленном. За последние 5 лет объем китайского транзита через территорию Беларуси вырос в 3,5 раза.
Китай выдает белорусам кредиты «без дискуссий и в любых требуемых объемах». Но на специфических условиях
на них можно купить только китайское оборудование или китайские товары
То есть деньги сразу возвращаются в Китай. А потом этот кредит с процентами все равно надо возвращать вместе с процентами.
— Так постепенно Белоруссия превращается в своеобразный филиал Китая на границе с ЕС,
— утверждает Лаумулин.
Особое внимание автор уделил военно-техническому сотрудничеству, которое носит взаимовыгодный характер.
Китай покупает в Беларуси образцы вооружений и технологий, которые почему-либо не может купить в России
А белорусский ВПК получил хороший рынок сбыта.
— Продукция ВПК Беларуси ограниченно востребована в самой Беларуси. Она избыточна по размерам для обеспечения обороноспособности страны. При этом ВС имеют ограниченное финансирование и в значительной степени ориентированы на российский, а не свой ВПК. Поэтому для белорусских предприятий исключительно важен поиск иностранных заказчиков, — отмечает Лаумулин.
Военно-техническое сотрудничество двух стран началось еще в 1995 г. Тогда было подписано межправительственное соглашение, в котором предусматривалось создание Координационного комитета по сотрудничеству в области вооружений и военной техники. За первые 10 лет стороны заключили и реализовали больше 200 контрактов.
Беларусь отказалась размещать военную базу России
При непосредственном участии Беларуси в КНР была создана система управления, контроля, связи и разведки ВВС НОАК. Сейчас стороны работают над модернизацией и совершенствованием программного обеспечения, а также расширением пропускной способности каналов обмена данными.
Возможно, китайцы профинансируют белорусские военные КБ и НИИ. Автор отметил, что те «обладают значительным научным потенциалом».
— Таким образом, китайско-белорусские отношения развиваются весьма серьезно и поступательно,
причем для обеих стран они представляют альтернативу отношениям с Россией
Собственно, именно это и является их главным содержанием, — констатирует Лаумулин.