Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Ответы на все актуальные вопросы об американо-иранском кризисе. Часть 3

319
фото: abna24.com

Продолжение. 2 часть смотрите здесь

Было ли убийство Сулеймани лучшим решением?

Эксперты сильно расходятся во мнении о целесообразности убийства иранского генерала. И у каждой стороны есть весомые аргументы. Издание VOX опубликовало два интервью с экспертами, которые привели самые весомые доводы «за» и «против» убийства.

Вот краткое резюме каждого мнения:

Против убийства

Дина Эсфандиари, эксперт по Ирану фонда Century Foundation, заявила Vox, что США

«открыли в регионе ящик Пандоры для американцев», и что иранцам «придется в какой-то момент отомстить».

Эсфандиари сказал, что хотя США действительно нужно работать над сдерживанием региональной агрессии Ирана, убийство высокопоставленных чиновников это не вариант.

Вместо этого США должны найти способы пойти на компромисс с Ираном, так как он уже показал, что готов на сделки ради улучшения экономической ситуации. Она также утверждает, что

убийство Сулеймани не так сильно повлияет на возможности Ирана, как надеется администрация Трампа

«Военизированные силы Ирана — это не шоу одного человека. Это высокоорганизованная структура, которая не будет парализована после гибели генерала», — сказала она. И добавила:

«Более того, теперь, когда США целенаправленно убили военного лидера, военные силы Ирана получили своеобразнный карт-бланш на использование этого же способа устранения американских военных в регионе, а может и за его пределами».

За убийство

Билал Сааб, эксперт по безопасности на Ближнем Востоке и бывший сотрудник Пентагона в администрации Трампа, с этой аргументацией не согласен:

  • США и Иран уже десятилетиями находятся в цикле противостояния. И поэтому, особенно после выхода Трампа из ядерного соглашения, нет никакой гарантии, что Иран воздержится от эскалации, даже если Трамп не решился бы убить Сулеймани.
  • США выбрали не самый крайний вариант. Трамп мог нанести удар по иранским ракетным объектам и кораблям. Что означало бы бомбардировку территории страны или лишение Ирана флота. А это куда чувствительней, чем потеря одного военного.
  • Америка никогда не могла помешать Ирану в мелкомасштабных атаках на американцев. Поэтому граждане США в пределах досягаемости Тегерана всегда были и будут в опасности. Однако убийство военного лидера может заставить режим дважды подумать о принятии более масштабных мер, таких как закрытие Ормузского пролива или ракетная атака на посольство США в Багдаде.

«Поэтому нужна была шокирующая операция против Ирана, которая заставила бы режим пересмотреть кампанию насилия, которую они вели против нас и наших партнеров», — сказал Сааб.

«Тот факт, что они убили того, кто являлся лицом деструктивной деятельности Ирана в регионе, был не только уместным, но и вполне соответствует правилам игры».

Ключевой вывод обоих интервью заключается в том, что

реальные последствия решения Трампа станут понятны только с дальнейшим развитием ситуации

Идет ли война между США и Ираном?

Это гораздо более сложный вопрос, чем кажется. Хотя Конгресс США никогда официально не объявлял войну Ирану, убийство Сулеймани по любому разумному определению стало актом войны — прямыми и открытыми боевыми действиями между вооруженными силами двух стран.

«Это не означает войну, это не приведет к войне, и это не риски войны. Ничего подобного. Это уже война» —

написал в твиттер Эндрю Эксам, экс-заместитель министра обороны в администрации Обамы.

«Ликвидация Сулеймани и реакция Ирана — ракетная атака американских войск в Ираке — это войсковые операции, которые проводятся только во время войны».

Однако в результате атаки Ирана, по словам Трампа, американские военные не пострадали. Президент США заявил, что его администрация продолжит рассматривать варианты ответных действий на агрессию Ирана, и дал понять, что не хочет полномасштабной войны. В свою очередь и Тегеран заявил, что его возмездие за убийство своего генерала завершилось.

На данный момент это похоже на окончание раунда прямых военных действий. Тем не менее риск того, что может разразиться большая война, остается. Несколько экспертов заявили CNN, что наступит момент, когда Иран снова нападет на США и их союзников.

«Гнева и эмоций между странами достаточно, чтобы Иран захотел что-то сделать или по крайней мере попытаться», — считает Илан Гольденберг, начальник иарнского отдела в министерстве обороны США с 2009 по 2012 год.

«Логика, стоящая за убийством Сулеймани в том, чтобы показать, что Америка будет решительно реагировать на иранские провокации. И это должно удержать Иран от дальнейшего развития антиамериканской компании».

«В настоящее время многие уверены, что этот конфликт не выйдет из-под контроля, в то время как другие уверены в обратном. Но обе группы слишком самоуверенны», — говорит Беар Браумеллер, профессор социологии Университета штата Огайо.

«Правда в том, что эскалация непредсказуема и может быть очень драматичной»

Как будет выглядеть полномасштабная война с Ираном?

Чем полнее ответ, тем сложнее предугадать, что именно сделает каждая страна в случае крупномасштабной войны. Но вот лучшие предположения экспертов.

Как США могут попытаться выиграть войну?

Стратегия США почти наверняка будет заключаться в использовании подавляющего преимущества в военно-воздушных и морских силах.

«Когда ты приходишь за медом, ты не тыкаешь палкой в улей, ты сразу лишаешь пчел возможности противодействия и забираешь мед, — сказал CNN Гольденберг.

Американцы будут атаковать иранские корабли, бомбить военные аэродромы и склады, места дислокации ракетных установок, ядерные объекты и учебные полигоны. Также активно использовать кибератаки на большую часть инфраструктуры страны.

Главная цель — в течение нескольких дней нанести как можно более сильный ущерб иранаским вооруженным силам, чтобы максимально затруднить ответные военные действия.

Эксперты говорят, что такой план имеет смысл только в качестве первой фазы, но вряд ли приблизит США к окончательной победе. Для этого нужно вторжение сухопутных войск.

А как раз эта фаза наиболее рискованная и трудно исполнимая.

Иран — 17-я по величине страна в мире. По мнению военных специалистов, для того чтобы взять под контроль всю территорию Ирана, потребуется порядка 1,5 млн военнослужащих. Чего может и не хватить, с учетом неудобной для вторжения географии страны.

У Ирана есть небольшие горные цепи вдоль некоторых его границ, то есть нужны горные стрелки. Вторжение с афганской стороны на востоке потребует пересечения двух пустынь. Попытка проникнуть с запада, с территории Турции, маловероятна из-за осложнившихся отношений с Анкарой.

Так что

вторжение США в Иран может привести к гибели тысяч, а то и сотен тысяч американских солдат, на что Трамп вряд ли пойдет

Как Иран может попытаться выиграть войну

Тегеран не может сравниться с огневой мощью Вашингтона. Но зато может ввергнуть в хаос и весь Ближний Восток, да и весь мир. Здесь расчет на то, что международное сообщество под прессингом террористических атак заставит Америку отступить.

Это кажется сложной задачей — и это действительно так. Но эксперты считают, что Исламская Республика обладает возможностями, ноу-хау и волей для проведения такой амбициозной кампании.

«Иранцы могут обострять ситуацию разными способами и во многих местах», — сказал Vox Майкл Ханна, эксперт по Ирану в фонде Century Foundation.

«Они способны нанести большой ущерб. Используя элитные подразделения своей армии и обширную сеть доверенных лиц, иранцы могут уничтожать американских солдат, дипломатов и граждан по всему региону».

Союзники США также попадут под удар. Организация Хезболла в Ливане поддерживаемая Ираном, может атаковать Израиль ракетами и начать жестокую борьбу на границах и внутри страны. Опять же, используя террористические группы, Иран способен наносить ощутимый ущерб на территории
Судовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран Персидского залива.

Эксперты не исключают, что исламская республика имеет спящие ячейки в Европе и Латинской Америке, которые обязательно будут активированы.

Хаос распространится и на киберпространство. Начиная с 2011 года Иран атаковал более 40 американских банков, в том числе крупнейшие JPMorgan Chase и Bank of America. В результате банки испытывали серьезные проблемы с обслуживанием клиентов.

В 2012 году Иран запустил вирус в сеть крупнейшей нефтяной компании Саудовской Аравии, который уничтожил письма, документы и другие файлы примерно на 75% компьютеров. И все это происходило в рамках необъявленной войны. Поэтому трудно предугадать, какой ущерб нанесут иранские хакеры в случае объявленной.

Так что же будет дальше?

В данном случае сложно прогнозировать будущее, но можно с уверенностью сказать, что этот год для региона будет непростым. И более того, может полностью поменяться геополитический расклад сил.

«Ближайшие последствия [убийства Солеймани] второго и третьего порядка не были хорошо продуманы и не были должным образом спланированы», — сказала ВВС Бекка Вассер, эксперт по Ирану из Rand Corporation.

«Долгосрочные последствия того, как это может закончиться — например, отмена военного присутствия США в Ираке, могут положить конец миссии против ИГИЛ. Это может привести к возрождению группы в Ираке и Сирии. Что в свою очередь спровоцирует рост терроризма во всем мире».

На прошлой неделе президент Ирана Хасан Рухани заявил, что главной целью его страны сейчас является вытеснение американских войск с Ближнего Востока. Хотя пока неясно, как Иран планирует это сделать.

Таким образом, нынешняя напряженность в отношениях между США и Ираном — и особенно убийство Сулеймани — может привести к любым осложнениям для администрации Трампа, за исключением войны.

«Убийство Сулеймани «может быть стратегическим провалом политики США на Ближнем Востоке, даже если это было тактически оправдано»,

— заявила Вассер.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter