В первый месяц нового года пограничные конфликты на юге страны усугубились обострением на северных границах.
О нестабильной ситуации вблизи кыргызско-таджикской границы стало известно в ночь с 9 на 10 января. По подтвержденным данным, зачинщиками столкновений стали граждане Таджикистана, которые закидали камнями дом и авто кыргызстанцев. Затем в ход пошло огнестрельное оружие, неизвестные обстреляли пограничников и сотрудников правоохранительных органов.
В ответ граждане Кыргызстана перекрыли трассу Ош — Баткен — Исфана, однако после вмешательства силовиков дорогу открыли.
Спустя несколько дней возле здания парламента в Бишкеке прошла акция протеста. Собравшиеся потребовали от главы страны Сооронбая Жээнбекова взять под личный контроль ситуацию на границе. К слову, сами парламентарии вышли на работу только 13 января, в то время как вся страна отдыхала лишь до восьмого числа.
Непосредственно в день конфликта, 10 января, никто из депутатов на ситуацию не отреагировал
Наряду с этим, стычек не удалось избежать и на кыргызско-узбекской границе в Джалал-Абадской области. Утром 6 января произошел конфликт между жителями села Кок-Таш Ала-Букинского района и пограничниками Узбекистана.
По утверждениям сотрудников погранслужбы Кыргызстана, причиной этому стал выпас скота на неописанных участках кыргызстанскими пастухами. Когда местные жители вышли на поиск скота, встретили пограничников соседней страны, между ними возник спор, после чего узбекские военные сделали предупредительные выстрелы в воздух. В ходе двусторонних переговоров ситуация была урегулирована, стороны отметили, что претензий друг к другу не имеют.
В начале года в очередной раз усложнилась ситуация с перемещением товаров и грузов через КПП «Ак-Тилек» (граница КР-РК). В результате образовались километровые очереди из большегрузных фур. Одна из причин затора — требование казахстанской стороны о наличии навигационных пломб у большегрузов.
Нововведения, связанные с пересечением госграницы, были приняты, предположительно, в конце декабря. По новому законодательству РК транзитный груз пересекает казахстанскую границу только при наличии электронной пломбы, о чем перевозчики из Кыргызстана не догадывались.
Оперативно урегулировать ситуацию, по-видимому, не удалось. Фуры все еще простаивают вдоль границы. Накануне, 21 января, вице-премьер-министры Кыргызстана Жениш Разаков и Замирбек Аскаров ознакомились с ситуацией на кыргызско-казахстанском участке и встретились с автоперевозчиками. По их словам,
решение о дополнительных проверках на границе было принято в одностороннем порядке казахстанской стороной
Профильные государственные органы в свою очередь продолжают переговоры по разрешению сложившейся ситуации. Окончательного решения этого вопроса, по всей видимости, придется ждать до следующего месяца.
Пока одни СМИ судятся с представителями влиятельного в Кыргызстане клана Матраимовых за публикацию расследований в отношении последних, в центре Бишкека происходят расправы над журналистами. Днем 9 января в столице был избит главный редактор сайта FactCheck.kg Болот Темиров.
Трое неизвестных мужчин спортивного телосложения напали на журналиста и отобрали у него мобильный телефон. Сам журналист назвал нападение «актом устрашения». Незадолго до инцидента ресурс Factcheck.kg опубликовал расследование о супруге экс-заместителя Гостаможенной службы Райымбека Матраимова. Журналисты сайта, используя открытые источники, показали богатство Матраимовых: фешенебельные апартаменты в одном из самых дорогих районов Дубая, люксовые сумки и часы.
После нападения на Темирова медиасообщество Кыргызстана потребовало от властей решительных мер. А именно — выяснить, кто стоит за разбойным нападением. Известно, что по данному факту спустя несколько дней задержали четырех подозреваемых, одного из них пострадавший Болот Темиров смог опознать. Других деталей сотрудники правоохранительных органов — собственно, как и сам Болот — не раскрывают, ссылаясь на тайну расследования.
Бывшему президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву продлили меру пресечения до 15 марта 2020 года. Судебное выездное заседание прошло в здании Госкомитета национальной безопасности. Адвокаты ходатайствовали об изменении меры пресечения, ссылаясь на плохое самочувствие экс-президента Кыргызстана. Также они заявили, что «согласно Уголовно-процессуальному кодексу, президент, прекративший деятельность, не может быть задержан». Однако суд ходатайство отменил.
Известный в криминальных кругах Азиз Батукаев в августе 2006 года был приговорен к 16 годам и 8 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества.
9 апреля 2013 года Нарынский городской суд принял решение досрочно освободить криминального авторитета. Основание — заключение медиков, что Азиз Батукаев «страдает неизлечимым заболеванием».
По этому делу, в частности, арестовали тогдашнего генерального прокурора Аиду Салянову, вице-премьера Шамиля Атаханова и министра здравоохранения Динару Сагинбаеву. Еще нескольким фигурантам уголовного дела изменили меру пресечения на домашний арест за согласие сотрудничать со следствием.
Летом 2019 года бывшему президенту Алмазбеку Атамбаеву последовательно вручили три повестки с требованием явиться в Следственную службу МВД для допроса по делу Батукаева. МВД утверждало, что
именно Атамбаев дал прямое указание отпустить криминального авторитета
7 августа 2019 года спецназ ГКНБ начал штурм резиденции экс-президента. 8 августа Атамбаев сдался правоохранителям, ему предъявили обвинения по пяти статьям УК КР, в том числе и по делу об освобождении Батукаева.
За судьбой экс-президента следят не только в Кыргызстане, но и за рубежом. На прошлой неделе, 17 января, страну посетил генеральный секретарь Социалистического Интернационала Луис Айала. Цель визита — детально изучить события последних полутора лет. В частности, ситуацию вокруг партии СДПК и наложение арестов на телеканалы, имевшие прямое отношение к бывшему главе страны.
Также генсек провел встречу с родственниками политических заключенных и пострадавших во время событий в резиденции. На встрече присутствовали адвокаты экс-президента Атамбаева и других «политзаключенных». По итогам визита Луис Айала пообещал озвучить в ООН требования по освобождению политических заключенных.