Если государство много лет закрывало глаза на ввоз иностранных автомобилей с нарушениями законности, то почему так рьяно преследует их сейчас? Юрист Сергей Уткин считает, что необходима амнистия — чтобы не накалять ситуацию, которую во многом создали сами чиновники.
14 января 2020 года МВД заявило, что владельцы автомобилей, ввезенных с территории стран ЕАЭС, должны зарегистрировать их в Казахстане. Это недешевое удовольствие: таможенные пошлины, налоги и так далее. Альтернатива есть — спокойно ездить на этих авто в течение года, а затем на 30 дней возвращать машины в страну регистрации. Автомобилисты ряда городов в панике вышли на стихийные митинги. Появилось также обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
В социальных сетях начался спор между юристами и автомобилистами относительно законности этого требования МВД. Большинство считает, что Евразийский экономический союз на то и союз, что в его пределах предусмотрено свободное передвижение людей, денег и товаров.
Юрист из Усть-Каменогорска Руслан Камзин изучил Таможенный кодекс ЕАЭС и нашел лазейку.
«Этот документ имеет преимущество перед любым законом РК, потому что это международное соглашение, которое обязуются выполнять все страны ЕАЭС», — написал он в комментариях к теме в одной из групп Facebook. — Статья 260, «Таможенное декларирование товаров для личного пользования». Пункт 1 часть 5 — таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
То есть по закону не подлежит таможенному декларированию, а значит и нет ограничений по времени ввоза и обязательств в какие-то сроки поставить машину на местный учет. Но казахстанские чиновники утверждают, что машины были быть растаможены по льготной ставке и теперь обязаны быть растаможены. Опять мимо. Даже если они и были растаможены по льготной ставке, это говорит о том что при растаможке такой машины в стране ЕАЭС у нее не будет льгот. И все равно придется уплатить стандартную ставку ЕАЭС. Данное утверждение никак не влияет на езду на машине».
Также Руслан Камзин ссылается и на статью 264 Таможенного кодекса ЕАЭС. Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года — так гласит норма Кодекса.
«Таким образом, в отношении транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, являющемся членом Союза, не совершаются регистрационные действия, — считает Камзин. — То есть временный ввоз может быть только на авто, зарегистрированных за пределами ЕАЭС».
Полагаем, что и в МВД, прежде чем делать ажиотажное заявление, хорошо изучили законодательство на сей счет. Что же не так в вопросе с регистрацией армянских и кыргызстанских авто? Мы спросили об этом у известного юриста Сергея Уткина.
— Мое мнение — да, нельзя использовать эти автомобили на территории Казахстана с той целью, с какой люди их приобретали. Я читал комментарий Руслана Камзина. Он и другие пользователи правы отчасти, поскольку
в Таможенном кодексе ЕАЭС не предусмотрена процедура временного ввоза товаров для стран-участниц Таможенного союза
Если автомобиль ввозится на территорию союза с внешних границ, тогда это временный ввоз. Поэтому ссылки экспертов на эти правила временного ввоза, которые касаются внешних границ, тоже несостоятельны. Союзный Таможенный кодекс практически не регулирует перемещение товаров внутри него.
— Это пробел союзного законодательства?
— Нет, есть в Таможенном кодексе ЕАЭС статья 126 «Условный выпуск товаров». И там написано, что условно выпущенным считается товар, помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В одном из пунктов под такими товарами подразумеваются те, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
На мой взгляд, вот под эту статью эти автомобили и подпадают. В Армении или Кыргызстане они выпущены условно
То есть не полностью переданы в свободное обращение как растаможенный по единым ставкам товар. Это значит, что они выпущены для внутреннего пользования на территории этого государства. При вступлении этой страны в ЕАЭС были оговорены переходные положения по льготным пошлинам, чтобы граждане финансово не пострадали.
— Из Таможенного кодекса ЕАЭС вытекает, что в Армении, Кыргызстане и других странах ЕАЭС условно выпущенные автомобили будут эксплуатироваться для внутреннего пользования. Никто не предполагал, что получится так, как сейчас сложилось у нас.
Если кто-то говорит, что действия автовладельцев абсолютно законные, то почему, например, какое-то юрлицо, торгующее машинами, не поехало в Армению и не закупило там сотню или тысячу машин для продажи в Казахстане?
А потому что эти автомобили не являются полностью растаможенными для свободного обращения
Чтобы использовать армянские или кыргызские машины в Казахстане, их нужно растаможить до конца, заплатить разницу пошлин, только тогда автомобили будут считаться официально выпущенными в свободное обращение для всей территории союза.
В этой же 126 статье есть 4-й пункт, где написано, что условно выпущенные товары, указанные в пункте 3 (что мы обсудили только что), могут использоваться только в пределах территории государства-члена. Это моя подсказка ребятам из МВД, которые глубоко не копают. Конечно, это сыграет не в пользу людей, однако противника нельзя недооценивать, раз уж кто-то даже собрался пойти в суд. Это, собственно, и все.
— Так МВД ссылается на наш казахстанский Закон «О дорожном движении»!
— Давайте рассмотрим логику МВД, там упоминают статьи 63 и 65 этого закона. Об обязательной регистрации автомобилей и допуске их к эксплуатации. Общественники, которые комментируют действия МВД, что якобы владельцы машин правы, говорят, что наш закон ниже по иерархии, чем Таможенный кодекс ЕАЭС. И говорят, что руководствоваться нужно именно кодексом, а не казахстанским законом. Объясняю.
Таможенный кодекс регламентирует таможенные процедуры. То есть перемещение через границу, уплату таможенных пошлин и так далее. А закон о дорожном движении — допуск транспортных средств к эксплуатации
Те же праворульные автомашины по территории Таможенного союза перемещай сколько хочешь. Но допуск к эксплуатации новой праворульки не получишь. Теоретически, полагаю, ее даже можно полностью растаможить и поставить у себя во огороде как памятник. Следовательно, все, что касается эксплуатации товаров на территории стран ЕАЭС, регламентируется внутренним законодательством.
Статья 63 предусматривает, что государственной регистрации в Казахстане не подлежат иностранные автомобили, участвующие в международном дорожном движении. И тут сразу вопрос: а эти машины, зарегистрированные в странах ЕАЭС, участвуют в международном дорожном движении или нет? Каков их статус? Я думаю, участвую. Так что все эти авто с армянскими или кыргызскими номерами под статьи 63 и 65 закона о дорожном движении подпадают.
— Этот наш закон действует с 2014 года. Автомобили завозились в Казахстан несколько лет. Никто из госорганов ими до 2019 года не интересовался. Как это понимать?
— Не хочу заниматься буквоедством. Хочу сказать принципиально: с точки зрения законодательства люди ввозили в Казахстан эти машины по серой схеме. Исходя из сути и целей законов, не может такого быть, что для всех действуют огромные таможенные пошлины, а из Армении ввоз машин дешевле. Смысл таможенного законодательства вряд ли допускал такие вещи. Просто люди нашли условные лазейки и использовали.
И вот теперь камень в огород МВД. На ком контроль за дорожным движением? На них. Кто следит за таможней? Минфин.
Если в страну ввозились условно выпущенные товары, предназначенные для внутреннего пользования, почему таможенники не били в колокола?
Буквально недавно была аналогичная ситуация с владельцами кыргызских машин, которых я защищал. Моя стратегия была не в том, что они законно ввезли и законно эксплуатировали эти автомобили. Я спрашивал, кто допустил эту ситуацию? МВД и таможня.
Государство несколько лет закрывало глаза на проблему, позволяя людям нарушать закон. Это вообще-то должностное преступление. Осенью 2019 года МВД ввело временную регистрацию иностранных автомобилей. Я тогда назвал это легализацией этих машин. Если само МВД говорит владельцам автомобилей с иностранными номерами: «Регистрируйтесь бесплатно», значит, полиция все знала. Их зарегистрировали временно, а мер никаких дальше не предприняли. Молодцы, что я могу сказать!
Всю эту кашу заварили именно чиновники. Сначала до временной регистрации было полное бездействие, потом придумали регистрацию, а теперь спохватились
Теперь у них примерно 200 тысяч таких машин, и с ними что-то нужно делать. А выход должен быть таким, чтобы не пострадали граждане. Ведь им четко в свое время не разъяснили, как действовать в рамках закона.
— Ну а если люди все-таки начнут массово вывозить эти машины в страны регистрации, что будет?
— В Армении и Кыргызстане резко упадут цены на автомобили. Люди потеряют деньги. И речь идет о людях с доходами очень небольшими.
— Вам не кажется эта ситуация аналогичной истории с запретом праворулек? И тогда людям сначала разрешили ввезти машины, а потом вдруг решили запретить их эксплуатацию? Следует ли государству и сейчас поступить аналогично с решением проблемы?
— Что-то сделать определенно следует. С праворульками ситуация в правовом смысле была урегулирована четче. Там протесты были против нововведений. А здесь чиновники скажут, что граждане нарушили закон, когда он уже действовал. Им в ответ скажут, что государство тоже нарушило. Тут должно быть что-то вроде амнистии. Какое-то разумное толковое решение.
Все правонарушения, которые можно вменить людям, списать и все. Тогда встает другой вопрос: что делать с регистрацией этих автомобилей?
Дальше как снежный ком.
Армения и Кыргызстан разве регистрировали эти автомобили на всех подряд? Нет, только на граждан, постоянно проживающих на территории их стран. Пусть это будет иностранец, но он должен жить постоянно. И я думаю, что действовала полузаконная процедура серых прописок. Все эти дебри в итоге привели к тому, что у людей теперь легко найти кучу ниточек, за которые можно дергать до бесконечности.
— В чьей компетенции разруливание этой истории?
— Пусть это будет правительство, депутаты или даже президент. Без разницы, лишь бы был разумный подход, потому что иначе протесты и столкновения неизбежны.
Пусть это будет комиссия из нескольких ведомств — как минимум Минфина и МВД, а дальше надо распутать ситуацию. Сначала надо сбить этот ажиотаж. Безобразие с ввозом иностранных машин для личного пользования длилось несколько лет. Пусть еще несколько месяцев продлится, пока из этой ситуации не будет найден какой-то вменяемый выход.
Все равно придется регистрировать эти машины в Казахстане. Все упрется в таможенные пошлины. Я полагаю, их нужно будет «простить» по аналогии с кредитами в 2019 году
Это снимет напряжение в обществе. И пусть это неправильно, плохо и своеобразное поощрение незаконопослушных граждан, но в тупик привело бездействие госорганов. Следовательно, выводить из него нужно адекватно. И явно не теми методами, какими решило МВД.