Наша страна окончательно утвердила себя в качестве площадки для эффективных международных переговоров по решению мировых геополитических проблем.
На прошлой неделе в Нур-Султане прошел очередной раунд переговоров по урегулированию сирийского вопроса. Участники переговоров — Россия, Турция и Иран — выразили свое неприятие в связи с незаконным захватом территорий на северо-востоке Сирии курдскими формированиями под патронажем США. Кроме того, было заявлено, что доходы от продажи нефти должны принадлежать САР.
Участники также осудили продолжающиеся вооруженные атаки Израиля. Таковые нарушают международное право и международное гуманитарное право, подрывают суверенитет Сирии и соседних стран, а также угрожают безопасности в регионе.
В ходе переговоров снова была подробно рассмотрена ситуация в Идлибе — последней из четырех зон деэскалации, где все еще продолжаются военные действия. Напомню, что Соглашение о зонах деэскалации, подписанное в рамках Астанинского процесса в 2017 году, стало главным импульсом к установлению мира в Сирии.
Еще одним важным достижением переговоров стало формирование состава Конституционного Комитета и проведение 30 октября 2019 в Швейцарии его первого заседания. Несмотря на все тяготы войны, санкции и колоссальные потери, сирийцы категорически отказываются от внешнего вмешательства в процесс реформирования их Конституции. Они понимают, что мир не наступит, пока они сами не договорятся между собой. Пока сторонам не удалось согласовать даже повестку дня,
но уже можно смело сказать, что ребенок, рожденный Астанинским процессом, передан под патронаж ООН
Это факт еще раз подтвердил, что встречи по сирийскому вопросу в нашей стране являются эффективным дополнением к политическому процессу, начатому в Женеве.
Казахстан предоставляет платформу для проведения сирийских переговоров с целью утвердить себя в качестве медиатора в решении международных конфликтов. Вместе с тем нам самим необходимо понимать и анализировать политические процессы, происходящие в других странах для того, чтобы укреплять и сохранять мир и национальное единство в нашей.
Геополитически Казахстан находится на пересечении интересов России, Китая, опосредовано ЕС, США, Турции и стран Персидского Залива. Безусловно, казахстанцам не хотелось бы повторения сирийского или любого другого сценария, в чьих бы интересах он ни реализовывался.
Поэтому в нашем государстве изначально уделялось особое внимание тому, чтобы свести подобные риски к минимуму. Это касается в первую очередь правового регулирования межэтнических взаимоотношений. Целый ряд статей Конституции подчеркивает, что любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, будут преследоваться законом.
Внутренняя политика Казахстана никогда не включала в себя ассимиляцию других наций или искусственное выдавливание некоренного населения. Хотя страны Балтики, например, после развала Союза даже проводили политику натурализации. У нас же каждая нация имеет возможность возрождать свои традиции, культуру и язык. Ассамблея народа Казахстана, которой придан конституционный статус, имеет право избирать в мажилис парламента девять депутатов и является полноправным субъектом политической системы страны, чему нет аналогов в мире.
В Казахстане созданы и равные условия для реализации своих функций разными религиозными конфессиями. Одним из первых законов независимого Казахстана стал Закон о свободе вероисповедания, в стране свободно функционируют более 3 тысяч официально зарегистрированных религиозных объединений, представляющих 18 конфессий.
Казахстан стал местом проведения Всемирного Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который позволяет использовать духовный и нравственный потенциал человечества в решении международных конфликтов, для противодействия глобальной угрозе терроризма и использования религии в политических целях.
Это конкретный вклад в преодоление межрелигиозного противостояния, признаки обострения которого можно наблюдать в настоящее время по всему миру.
Однако всем известен и тревожный факт о казахстанцах, поддавшихся пропаганде радикализма и отправившихся в Ирак и Сирию, чтобы воевать против законного правительства и строить так называемый исламский халифат.
В рамках операции «Жусан», проведенной МИД И КНБ, более 600 наших граждан, большинство из которых дети, были возвращены в страну. Это решение властей вызвало неоднозначную реакцию в нашем обществе. Однако придание гласности процессу расследования, освещение в СМИ суда над возвращенными из Сирии казахстанцами, подробное описание доказательства вины каждого осужденного, пересказ предоставленного им последнего слова стали примером справедливого возмездия, к которому должна стремиться вся наша судебная система.
МИД Казахстана также предоставляет свободную возможность иностранным журналистам посетить созданные во всех областях центры психологической реабилитации, которые работают с привезенными женщинами и детьми. Таким образом, Казахстан подает другим странам пример гуманного отношения к своим гражданам.
Другим примером человеческого подхода к проведению официальных мероприятий стало проведение Центром Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога заседания Собрания представителей религиозных объединений Казахстана в новом формате.
Заседание в Центре «Шапагат» села Аккайын Акмолинской области впервые было проведено в виде благотворительной акции. В частности, в ходе мероприятия религиозными деятелями республики было вручены праздничные подарки для жителей дома престарелых, организован показ праздничной концертной программы.
Однозначно, что в настоящее время мы все переживаем процессы переосмысления прошлого, беспокоимся о настоящем и надеемся на более стабильное будущее, которое зависит как от политики и ответственности власть предержащих, так и от неравнодушного участия в его формировании всех членов общества.
Благополучие, а также сохранение мира и согласия зависит не только от присущей для казахстанского общества толерантности и грамотной национальной политики.
Понятно, что
залогом процветания любого общества также является сильная социальная политика государства
Однако очевидно, что нам всем необходима национальная идея, которая бы не только вызывала восхищение у представителей других государств, но прежде всего находила горячий отклик в сердцах самих граждан Казахстана и действительно объединяла их.
Необходимо активно развивать общую казахстанскую гражданскую идентичность, повышать правовую культуры наших соотечественников, совершенствовать систему образования, освещать темы морального воспитания в СМИ. Безусловно, жизненно необходима политика развития казахского языка. Важно сохранить культуру, традиции и обычаи казахского народа.
Однако при этом не надо забывать, что наша сила в многообразии. Невозможно вынуть какой-то элемент из красочной мозаики казахстанского общества, нарушится целостность всей картины.