На днях состоялся ошеломительный концерт Димаша в США.
Казахстанскому певцу рукоплескала арена Barclays – одна из самых престижных концертных площадок в мире. Миллионы казахстанцев присоединились к этой овации. Но, увы, мало кто знал, что всё это стало возможным благодаря тихой, неслышной, никак и нигде не афишируемой работе десятков людей в министерстве культуры нашей страны. Да, сегодня Димаш Кудайберген – гордость Казахстана. Так должно быть. Казахстан должны узнавать в мире, и узнавать в положительном ключе, по таким образам как Димаш. Но как на практике решаются задачи продвижения имиджа страны, от кого это зависит? Кто вывел Димаша на большую сцену? Обо всём этом корреспонденту 365info.kz рассказала директор департамента по делам культуры и искусства Кумис Сеитова.
– Кумис Карсакбаевна, на днях и вы, и министр культуры Актоты Раимкулова поздравляли Димаша с потрясающим успехом в Нью-Йорке. Кто-то из злых языков вскоре написал в фейсбуке: вот, мол, чиновники «примазываются» к успеху нашего любимца… Не обидно такое слышать?
– Мы не обращаем внимания на подобные реплики. Наверное, их бы не было, если бы мы как-то афишировали свою работу, например, по Димашу или по тому же Ержану Максиму, или по другим нашим молодым звёздам. Но мы принципиально этого не делаем. Просто потому, что это наша работа. К примеру, вы ведь не рассказываете на каждом углу, что, мол, я вчера написал такую-то статью? И водитель автобуса не рассказывает, что он сделал столько-то рейсов. И хирург, что провёл столько-то операций. Наша работа – рутинная, каждодневная – заключается именно в поддержке талантов на всех этапах их становления. Это не повод гордиться и бить себя в грудь. Димаш – это талант, какие рождаются, может быть, раз в столетие. Его вовремя заметили. Но у любого таланта, даже такого гениального, есть ещё задача пробиться, быть услышанным, реализовать себя. Мы долго и планомерно работали над этим. Конечно, сегодня мы радуемся вместе с нашим прекрасным артистом. Но это, повторюсь, не повод бить себя в грудь и хвалиться. Это повод сказать коллегам: «Хорошая работа», и поздравить всех, кто был к ней причастен. А это действительно много людей.
– Иными словами, «зажигание звёзд» – часть вашей рутинной работы?
– Да, это своего рода внутренняя кухня, часто достаточно скучная, без которой о многих казахстанских гениях мир мог и не узнать. Это не эпизодическая, а повседневная, постоянная работа, которая и называется продвижением Казахстана за рубежом. Если вы помните, в программной статье Елбасы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» данная задача обозначена отдельным разделом. Это действительно большая стратегическая задача. Казахстану нужна узнаваемость, и не просто, а позитивная узнаваемость. Не по дешёвым иностранным поделкам типа «Бората», а по нашему мощному, берущему призы самых престижных кинофестивалей, артхаусному кино. По нашим исполнителям, таким как Димаш, которому рукоплещет вся Азия, а теперь уже и Америка. Димаш, или фильм «Томирис», или наша юная звёздочка Ержан Максим – вот те образы, по которым мир должен судить о нашей стране. Но для того чтобы они стали известными, необходима масштабная работа. Мы эту работу проводим. У нашего министерства есть целый ряд специальных рабочих программ, связанных с продвижением страны в мире. Одна из них так и называется: «Продвижение казахстанских молодых исполнителей за рубежом».
– Это работающая программа? Она – постоянная?
– Да. В частности, организуются зарубежные гастроли казахстанских начинающих талантов. Есть отдельная программа, нацеленная на организацию зарубежных гастролей для региональных артистов и музыкальных коллективов. Кто-то из них, где-то «выстреливает». Наш Димаш, например, неожиданно для многих буквально взорвал концертные залы Китая. С этого всё и началось. До этого его знали и любили только у нас в Казахстане. Важнейший этап работы – выявить артиста с мощным потенциалом и дать ему возможность гастролировать вначале по Казахстану, получить известность. А затем уже – заявить о себе за рубежом. Самостоятельно мало кто в состоянии себе это позволить. Если только так совпадёт, что юная звезда – сын или дочь каких-нибудь олигархов.
– Редкое совпадение, действительно.
– Во всяком случае, в казахстанском шоу-бизнесе таких совпадений пока не было. И Димаш, и Ержан, другие наши юные звёзды – все из обычных, совсем не богатых семей.
– А почему такая поддержка необходима именно со стороны государства? Где же наши частные продюсеры? Помните, как наш знаменитый земляк Бари Алибасов в своё время заметил перспективных ребят и создал легендарную группу…
– Такие продюсеры, как Алибасов, это тоже редкость. А сейчас их вообще нет. Сегодня практически частные продюсеры, работающие в сфере музыкального шоу-бизнеса, ориентированы на какие-то узкие сегменты массовой культуры, где можно заработать быструю прибыль. Вы прекрасно знаете, что сейчас в тренде у широких масс молодых людей. Матерный рэп? Рэп о наркотиках? Что ещё? Следует сказать откровенно: зачастую это вообще не те направления, которые в принципе стоило бы поддерживать, это не то, что можно назвать культурой.
– Рэп бывает не только матерным…
– Да, конечно, не сочтите нас за ретроградов, безусловно, это мощное направление в современной молодёжной культуре. Есть яркие артисты, есть потрясающие тексты. И в рэпе также иногда вспыхивают яркие звёзды, достойные безусловного внимания и признания, есть и целые явления, как, например, тот же Баста в России, создавший ряд потрясающих по эмоциональному заряду и философской глубине хитов. У него есть феноменальная песня «Закон Сансары», например. Но это – скорее исключения. А в массе своей, к сожалению, на слуху – примитивные и низкопробные произведения, которые трудно назвать искусством вообще. И причина такой ситуации именно в том, что данная сфера всецело контролируется частным капиталом. А частные продюсеры исходят исключительно из коммерческих соображений, поверьте – их интересует отнюдь не художественная сторона создаваемого контента. Их интересуют исключительно деньги, которые проект принесёт. С этой точки зрения, отдавать наш казахстанский шоу-бизнес полностью на откуп частным продюсерам было бы ошибкой. Это означало бы обречь нашу культуру на тотальную деградацию. Напротив, мы как ведомство, стоящее на страже культуры, должны противодействовать этому. Мы должны продвигать то, что несёт истинную духовность. И если бы мы этого не делали, если бы просто пустили всё на самотёк, то у нас никогда не появилось бы Димаша. То есть – он бы, конечно, был. Возможно, даже с успехом выступал бы в родном городе.
– Вы отметили, что узнаваемость страны во многом определяется именно её звёздами, легендарными артистами, киноактёрами, спортсменами. Радует, что практически по каждому направлению нашей культуры и искусства (как и по многим направлениям спорта – ваше министерство его тоже курирует) у Казахстана есть свои звёзды или шедевры. Другой вопрос, как эффективнее продвинуть их в мире? Это вообще сложно? Например, как получилось, что фильм «Композитор» стал известен всему Китаю?
– Эта работа во многом незаметна, повторюсь. Но она оказывается очень эффективной, когда есть какие-то совместные проекты. Объединение усилий со странами, где мы продвигаем свою культуру, даёт очень многое. Особенно заметный эффект такое сотрудничество приносит в сфере кино. Казахстан действительно стал узнаваем в мире, в том числе, благодаря нашим кинокартинам, созданным по принципу «ко-продакшн». Так, картина «Композитор», снятая при участии китайских кинематографистов, завоевала призы самых престижных фестивалей. Её массированно показывают в Китае, где фильм очень полюбился. Он уже собрал огромную кассу. И, кстати, как нам рассказывают, благодаря именно этому кино простые китайцы, которые крайне мало знают о Казахстане, начинают совсем по-новому воспринимать нашу страну! Вот это и есть то позитивное продвижение страны за рубежом, которое нам необходимо. И это не единственный пример. В последнее время лучшие казахстанские кинокартины именно благодаря «ко-продакшн» начали активно выходить в мировой прокат, что очень важно с точки зрения продвижения нашей страны.
Успешность проекта, конечно, зависит от таланта режиссёров и актёров, но и подходы государства здесь имеют значение. Важно, что все наши основные кинопроекты мы изначально нацеливаем на международную аудиторию. Благодаря тому, что Государственный центр поддержки национального кино в последнее время при отборе делает ставку на фильмы о Казахстане не только для внутреннего зрителя, но и на те, которые будут замечены в мире, нам удалось поднять на новый уровень узнаваемость страны. В результате о Казахстане в мире больше не судят по дурацкой киноподелке под названием «Борат» от какого-то заштатного британского юмориста. О нас судят по Димашу, по фильмам «Томирис» и «Амре», по тому же «Композитору».
– А какие тенденции сегодня в казахстанской опере, в нашем национальном балете? Здесь всегда были очень сильные традиции, но проблемой был отток лучших артистов, которым предлагали более достойные условия за рубежом…
– Одним из узнаваемых образов Казахстана как раз является «высокое искусство», в том числе опера. Блистательный коллектив под названием «Астана Опера», созданный всего 6 лет назад, уже выступает в лучших залах Италии, что о многом говорит. И действительно, здесь надо отметить, что тенденция «оттока», о которой вы сказали, уже не актуальна. Если лет десять назад лучшие голоса вынуждены были уезжать из Казахстана, то теперь наоборот – наши звёзды возвращаются, чтобы петь в «Астана Опере».
В таком же контексте можно упомянуть яркий звёздный коллектив «Астана Балета». В их репертуаре – яркие и абсолютно прорывные постановки, и, конечно, с этим коллективом также активно организуются зарубежные гастроли. То же самое можно сказать о национальных драматических театрах, в Казахстане их несколько – казахский, русский, немецкий, корейский, узбекский, уйгурский. За рубежом их гастроли зачастую вызывают культурный шок. Ничего подобного – когда государственные национальные театры работают с таким успехом – не встретишь ни в одной другой стране. И это тоже видят за рубежом, изучают, удивляются, восторгаются, пишут об этом статьи, снимают телерепортажи. Это наше полиэтничное многоголосие – тоже часть того национального бренда Казахстана, который мы продвигаем в мире.
Мы будем продолжать всю эту работу. Тихую и незаметную. Важную, на наш взгляд, с точки зрения узнаваемости страны и позитивного отношения к ней в мире. Повторюсь – это наша обычная, рядовая работа, в которой нет ничего сверхъестественного.