По последним данным американских аналитиков, Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии по количеству самоубийств. На вопросы, почему так случается и что делать, нам ответил гендиректор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай.
– Николай Анатольевич, каждый год по всему миру около 1,5 млн человек кончают жизнь самоубийством. 60% этих трагедий происходят в странах Азии. Как вы полагаете, с чем это связано?
– Было бы не совсем правильно говорить о какой-то конкретной причине. В основном все подразумевают под триггером — так называемым пусковым крючком — какие-то факторы, стрессовые ситуации, подталкивающие нас к совершению такого феномена как суицид. Но все-таки
глубинная причина суицида кроется в биопсихосоциальной модели
Биологическая модель – это генетические факторы и болезни, ослабляющие нашу психологическую устойчивость. И прежде всего генетическая предрасположенность к совершению суицида.
Во-вторых, это психологический фактор — наше отношение к чему-либо, к внешним проявлениям и как мы на них реагируем. Если нет психологической устойчивости, мы начинаем воспринимать те или иные события очень эмоционально.
И в-третьих, социальный фактор — как на нас влияет внешняя среда.
Необходимо отметить: чтобы появилась почва для суицидального поведения, все эти три фактора должны сойтись воедино.
Если это все-таки произошло и какое-то время ничего не меняется, здесь уже имеет значение так называемый триггер — определенная стрессовая ситуация. Она ложится на биопсихосоциальную ослабленную почву и может привести непосредственно к попытке суицида и завершиться достаточно печально.
– Получается, что есть только предрасположенность, взгляд на ситуацию и так далее? Для кого-то поводом является несчастная любовь, а для кого-то потеря работы?
– Более чем в 90% случаев сведение счетов с жизнью все-таки связано с депрессивным расстройством и именно с биопсихосоциальной моделью. То есть с той самой почвой, которая разрыхляет личность и подводит к трагическому шагу.
Это может быть смерть близких, еще что-то запредельное для человека, когда он достаточно импульсивно совершает суицидальные действия»
А то, о чем вы говорите — несчастная любовь, потеря работы и так далее — это лишь пусковой крючок, последняя капля.
Но по всем нашим исследованиям и мировым разработкам, лица, подумывающие о самоубийстве, как правило, ищут помощь, посылая вербальные и невербальные сигналы.
– Расскажите подробнее о вербальных и особенно невербальных сигналах. Как распознать возможного самоубийцу? На что обратить пристальное внимание?
– Они могут быть очень разные. Если говорить о невербальных, это сигналы по изменению поведения человека и просьбах в различных видах помощи. Иногда неконкретных.
Допустим, человек говорит, что у него что-то болит, но что — непонятно. Или он заходит и спрашивает что-то, а потом говорит: ладно, не надо ничего.
Также один из сигналов — изменение привычного поведения человека. Например, он закрывается в комнате, перестает есть, подолгу моется в ванной. Или, наоборот, совсем не моется и перестает за собой ухаживать. Любые изменения, которые кардинально отличаются от его повседневной жизни, являются определенным невербальным сигналом.
Вербальные – это, как правило, различные просьбы о помощи. Разговоры о том, что трудно, тяжело и что необходима поддержка. В то же время зачастую такие сигналы звучат неконкретно, поэтому мы в большинстве случаев просто не обращаем на них внимания.
Все эти признаки вкупе дают информацию, что человек все-таки нуждается в помощи. Любое изменение поведения или просьба просто так не рождаются. Они является именно продуктом чего-то. В данном случае именно изменения в психологической устойчивости.
– Одним из самых жестоких бичей современности называют одиночество…
– Одиночество определяется не тем, что ты один. Это внутреннее состояние. И к нему как раз приводит та самая биопсихосоциальная модель. То есть человека преследует ощущение, что он никому не нужен. А это как раз является одним из проявлений суицидального поведения.
– А на суицидальное поведение может влиять религия?
– Здесь вопрос достаточно спорный. По данным зарубежных исследований и отчетов ВОЗ, там, где распространены традиционные религиозные веяния (это в большей степени мусульманские страны) и традиционные религии, суицидов очень мало.
В Казахстане религия никаким образом не влияет на суицидальные попытки или действия, что само по себе интересно. При проведении соответствующих исследований
приверженности религии и количество суицидов практически не дало никакой разницы
– Поговорим о профилактике.
– Если говорить о профилактике суицидального поведения, ВОЗ предлагает три большие группы профилактических мероприятий.
Первая – универсальные стратегии предупреждения самоубийств. Что туда входит? Наверное, одно из самых важных – это мероприятия по дестигматизации ментальных нарушений. То есть необходимо знать и говорить, что в обществе психические нарушения достаточно распространены.
В течение жизни, по данным ВОЗ, более 75% людей хотя бы раз сталкивались с различными расстройствами психиатрического толка. Например, депрессии или тревожные состояния, сопровождающиеся нарушением сна, работоспособности и так далее.
Второй большой блок в универсальных стратегиях – обеспечение доступности помощи в области психологии и психиатрии. Очень долгое время психиатрические службы или службы психического здоровья были некой закрытой структурой, к которой было достаточно стыдно обращаться. А надо сделать все, чтобы помощь стала доступной. Вот в этом направлении мы сейчас провели большие мероприятия. В целом по стране на уровне городских поликлиник
на сегодняшний день открыто 49 центров психического здоровья
Мы передали врачам общей практики часть компетенций по диагностике и лечению легких психических расстройств невротического уровня.
Также проводится обучение mhGAP. Это программа ВОЗ, она направлена на восполнение пробелов в области психического здоровья для специалистов непсихиатрического профиля. Сегодня она внедрена в ряд медицинских университетов при подготовке врачей общей практики. Для обучения практикующих врачей подготовлены 50 мастер-тренеров.
Следующее направление – конечно, ограничение доступа к средствам совершения самоубийства: к мостам, высотным зданиям, а также к отравляющим веществам — например, пестицидам, уксусной эссенции и пр.
Еще одно немаловажное направление – ответственное отношение к этому вопросу средств массовой информации. Есть специально разработанные методические рекомендации ВОЗ, как правильно освещать суициды. То есть
основной посыл должен быть следующий: любую проблему можно решить
или самостоятельно, или обратившись к специалистам. СМИ должны обязательно указывать номера телефонов, куда можно обратится за помощью независимо от региона проживания.
Следующее – это стратегия сокращения употребления психоактивных веществ. Очень часто именно они являются катализатором к суицидальным попыткам либо действиям. Например, когда человек находится под влиянием алкоголя, он может очень быстро принять решение о совершении суицида.
Второй большой блок – это селективные стратегии предупреждения самоубийств. Обычно они обращены к уязвимым группа населения. Необходимо выделить группы людей с повышенным риском нарушения психического здоровья, и в том числе и склонностью к суицидальному поведению. Сюда можно отнесли перенесших насилие, заключенных, трансгендеров. А еще тех, кто находится за чертой бедности, социально неблагополучных и так далее.
И здесь надо провести соответствующие исследования, чтобы определить проблемы и проводить целенаправленные мероприятия по конкретным уязвимым группам.
Еще одно мероприятие в селективных стратегиях – обучение гейкиперов, специалистов по работе с уязвимыми группами. Это могут быть школьные педагоги, социальные работники и пр. Все они должны суметь выявить те или иные расстройства и быть готовы оказать первую психологическую помощь.
Необходимо увеличивать количество «горячих линий» по кризисным состояниям, постоянно проводить мониторинг соцсетей, где могут выражаться определенные мнения и оказывать соответствующую адресную помощь.
Третий блок профилактических мероприятий ВОЗ – это индивидуально показанные профилактические стратегии. К нему относится обеспечение специалистами психологического, медицинского профиля и социальными работниками, которые могут правильно работать с лицами, склонными к суицидальному поведению, и с различными психическими расстройствами.
И конечно, необходимо учитывать индивидуальный подход.
– По детям и подросткам у нас разработана и внедряется во всех регионах страны многокомпонентная программа по профилактике суицидов. Всеми тремя ее компонентами охвачены около 1500 школ, 140 колледжей, более 165 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет.
Программа состоит из двух больших разделов.
Образовательный (содержит три компонента):
Медицинский – оказание первичной медико-санитарной помощи на уровне центров психического здоровья врачами-психиатрами.
Соответствующие специалисты по Казахстану обучены, и мы уже получаем серьезные положительные результаты.
Так, по данным ВОЗ, количество суицидов в возрастной группе 15-29 лет по сравнению с 2012 годом снизилось на 34%. По официальным данным Комитета по статистике МНЭ РК, суициды в возрасте 15-19 лет в 2018 году по сравнению с 2013 годом снизились на 49,7%, в том числе среди девочек — на 56,5%, среди лиц мужского пола – на 46,4%. Таким образом, профилактические мероприятия дают определенный хороший результат.