Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Разработано техническое решение вывести из тени рынок авторских прав

3193

Дмитрия Пангаева, главу «БУБУКИ», российский шоубиз знает уже достаточно хорошо. Потому что начал зарабатывать реальные гонорары за использование его песен в коммерческих целях. А вот в Казахстане революционная разработка «БУБУКИ» больше шума наделала в среде самих защитников авторских прав, нежели среди правообладателей. Хотя некоторые казахстанские исполнители уже воспользовались возможностью в режиме реального времени отслеживать места, где звучат их треки. Например, Карина Абдуллина, правообладатель хитов «Мюзиколы». Группы «Уркер», «Дервиши», «Арай» и певец Айкын тоже быстро смекнули, что это совершенно новый способ монетизации их музыки.

«БУБУКА» с помощью мобильного приложения отслеживает использование хитов правообладателей не только в кафе и ресторанах, но и в торговых центрах, кинотеатрах, фитнес-центрах

В общем, во всех торгово-развлекательных заведениях, где играет фоновая музыка. А играет она везде. И казахстанские заведения очень часто радуют публику произведениями именно казахстанских исполнителей.

Дмитрий Пангаев

Защита онлайн

— Существует закон об авторском и смежном праве, публичное исполнение композиций, — говорит Дмитрий. — Не все владельцы кафе, баров или магазинов его знают, но это не освобождает от ответственности. Если есть публичное исполнение, значит, должно быть и отчисление гонорара правообладателям.

— Вы же не думаете, что Ирина Аллегрова пойдет в казахстанские кафе проверять, кто там спел ее «Угонщицу»?

— Конечно. Поэтому в XX веке и появились организации по коллективному управлению авторскими правами и защите интересов правообладателей. В Казахстане 8 таких организаций. Но поскольку со всеми договоры заключить было невозможно, государство придумало аккредитацию. Она позволяет защищать правообладателей без заключения договора с ними.

Возникла другая проблема. Многие «защитники» и правообладатели друг друга в глаза не видели. Как они перечисляют гонорары исполнителям? И перечисляют ли вообще?

Есть несколько судебных кейсов о том, что кошельки авторских обществ превратились в черную дыру, куда стекаются деньги предпринимателей,

купивших права на коммерческое использование авторского труда. Но до самих артистов эти деньги не доходят.

Тут появляемся мы со своей технологией и заключаем прямой договор с правообладателем, которому на планшет или мобильник устанавливается специальное приложение. В нем артист видит каждое использование его трека в любом заведении любого города любой страны. Как только в каком-то баре через нашу систему проиграл его трек, правообладателю сразу же начисляется гонорар.

«Любэ» в приложении

— Кто платит гонорар?

— Платим мы. А нам платят сами заведения. У нас все очень просто. Специальное приложение есть и у заведений, которые используют авторскую музыку. Они выбирают уже согласованный для этого заведения плейлист и запускают его. И мы, и правообладатели видят, какая музыка играет, в онлайн режиме.

Более того, с одного личного кабинета можно управлять сетью заведений и менять музыку, не выходя из офиса, а также размещать рекламу между треками. То есть создать такую локальную радиостанцию в сети торговых центров или супермаркетов. Все легко работает.

— В чем логика, если можно вообще никому не платить? Кто там проверит, что в баре «Рога и копыта» только что «спел» Кайрат Нуртас?

— Да, можно не платить. Но проверки случаются регулярно. В том числе и работниками авторских обществ.

В России штраф за незаконное использование музыки стоит 20 тысяч рублей за один трек. А в Казахстане – 500 тысяч тенге

Уже был прецедент, когда в кафе находился представитель авторского общества, и он лично зафиксировал незаконное воспроизведение 7 треков популярных российских групп. Администрация заведения за считанные минуты «попала» на 3,5 млн тенге штрафа. Который совершенно легко взыскивается через суд.

— А кто эти авторы, с которыми вы работаете? Есть известные люди и группы?

— И российские, и зарубежные. Например, «Любэ», «Каста», Виктория Дайнеко, «Моя Мишель», «Алиса», группа «Грот», In-Grid, Dean Martin и многие другие.

— А с зарубежными мегапопулярными работаете?

— Мадонны или Майкла Джексона у нас пока нет, если вы их имеете в виду. Хотя с правообладателями на их песни мы уже ведем переговоры.

60 тиын за одно проигрывание

— Сколько вообще стоит использование чужой музыки?

— У авторских обществ абонентская плата для заведений общепита составляет от 30 до 50 тысяч тенге в месяц. Зависит от проходимости и посадочных мест. В торговых центрах сумма побольше – от 150 тысяч тенге. У нас дешевле. И отличие наше в том, что авторские общества просто берут деньги за воздух, а мы предоставляем сервис. Предпринимателю не нужно подбирать треки. Все уже сделано, ему надо только включить музыку.

Как вы понимаете, казахстанским обществам мы стали реальными конкурентами. Что они сделали в ответ? Начали массированную атаку на заведения с угрозами штрафов

Ну и конечно, черный пиар, будто бы мы мошенники.

— Как продвинулась работа с казахстанскими исполнителями и заведениями? Наш шоубиз, кажется, вообще не получает за свой труд никаких денег.

— Заключили договоры с популярными артистами и правообладателями. Например, с Кариной Абдуллиной, «Дервишами», «Уркером», представителями «Арай» и Айкына. А заодно выяснили, что многие исполнители были недовольны сотрудничеством с обществами по защите авторских и смежных прав. Потому что те попросту не выплачивали никакого гонорара.

— Какова сумма гонорара?

— В России – 10 копеек за одно проигрывание, в Казахстане – 60 тиын. Но это за одно проигрывание. Когда набирается 1 тысяча рублей, деньги можно вывести на карточку.

— Что такое 60 тиын? Это же смешная цифра.

— Много это или мало? Для сравнения, наши выплаты больше, чем у YouTube и AppleMusic. Некоторые авторы и в России говорят: «А почему 10 копеек, а не рубль? Я хочу рубль за песню». Тогда мы объясняем экономику ценообразования.

Как профессионалы, мы понимаем, сколько бизнес готов платить за фоновую музыку. Зарядить можно и 10 рублей за трек, но бизнес не будет его покупать

Лучше ставить такие тарифы, которые устроят покупателя. Иначе будут продолжать использовать чужие произведения нелегально. Цифры взяты на основе рынка, в котором мы понимаем. Могу сказать, что если у исполнителя 10 треков, миллион он вряд ли заработает. Но есть правообладатели, которые выводят в месяц по 5 тысяч долларов.

Создатель и продавец вместе

— Сколько вам платят заведения за песню и как потом делятся деньги?

— Наша философия такова: есть интеллектуальная собственность, которую когда-то создали. У этого продукта нет добавленной стоимости, ее не нужно все время производить, она уже создана. Сколько она стоит? Ровно столько, за сколько ее продадут. Дальше все будет зависеть от таланта и возможностей инфраструктуры продавца. А это значит, что

доход от этой интеллектуальной собственности зависит в равной степени как от создателя, так и от продавца. Все делится пополам

Авторские общества утверждают, что выплачивают правообладателям 80% от сбора, но нет никакого способа это проверить. А мы можем показать каждую детализацию.

— Теперь главный вопрос: чтобы это работало, вы должны зайти в каждое заведение мира и договориться. Это же нереально!

— Реально. В России уже сделали. Сейчас зашли в Казахстан, идем в Беларусь и другие страны СНГ, затем дальше. У нас и в США есть партнер, через которого мы заводим в базу большую часть западных музыкальных прав. Очень удобно.

Радио и телевидение — под прицелом

Дальше еще интереснее. «БУБУКА» придумала платформу YOGA, которая сможет учитывать музыку в радио и тв-эфирах. Потому что, как говорит Дмитрий Пангаев, за трансляцию в СМИ правообладатели тоже должны получать свой гонорар.

Сейчас радиостанции платят авторским обществам, сами же авторы оттуда ничего не получают. Или получают, но мало.

Годовой оборот от теневого использования авторской музыки в Казахстане, по оценкам «БУБУКИ», составляет 15 млн долларов в год

И этот рынок Дмитрий Пангаев со своей командой собирается вывести в свет. Конечно, это вызывает жесткое сопротивление со стороны тех, кто привык зарабатывать чужим трудом.

— Есть авторские общества, готовые к переговорам с нами. Но большинство категорически против, — говорит Дмитрий. — Наше оружие в этом противостоянии авторским обществам – открытость и прозрачность. А они к этому не готовы. Я не строю иллюзий, что мы разрушим старую непонятную систему, но по крайней мере подтолкнем к тому, чтобы более корректно и справедливо распределять деньги. В условиях честной конкуренции другого выбора не будет.

Рано или поздно умные люди поймут, что с прогрессивными технологиями надо не воевать, а дружить

Мы даже готовы выплачивать авторским обществам часть сборов за их базы правообладателей. На мой взгляд, это честное решение.

Председатель авторского совета РОО «Авторское общество «Абырой» Ерлан Стамбеков – как раз тот менеджер, который одним из первых понял плюсы цифровизации процесса.

БУБУКА — это сервис для легального проигрывания музыки, — рассказал Стамбеков. — Мы уже встречались с руководством компании. Их деятельность предельно прозрачна как для авторов, так и для заведений. И мы признаем её.

Цифровизация музыкальной индустрии Казахстана неизбежна. Поэтому любые изменения на этом рынке, способствующие развитию здоровой конкурентной среды и внедрению новых технологий, будут рассматриваться нами как позитивные.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter