«Сделай счастливое лицо» — именно такой слоган у картины Тодда Филлипса. Однако его фильм вряд ли может сделать кого-то счастливым… Но даст пищу для размышлений.
История разворачивается в конце 70-х годов в выдуманном Готэме. В чертах города угадывается и Нью-Йорк, и Чикаго, и даже немного Сан-Франциско. Но несмотря на этот временной отрезок, фильм пугающе отображает нашу реальность. Вне зависимости от стран и континентов.
Недовольное разделением классов общество, сокращение рабочих мест, бедность и отчаяние. Атмосфера, показанная ещё Мартином Скорсезе в «Таксисте» и «Злых улицах», как нельзя лучше подходит под историю Артура Флегга — больного, невезучего и очень одинокого человека. Его единственным другом является нездоровая во всех смыслах мать, которая с детства твердила своему чаду: «Улыбнись, сделай счастливое лицо и приноси радость людям».
Жизнь Артура являет собой удручающее зрелище — он работает аниматором, мечтая о карьере настоящего юмориста, подвергается насилию от озлобленного общества и страдает расстройством, вызывающим смех… тогда, когда хочется плакать.
Несмотря на то что картина основана на комиксах, не стоит воспринимать её с иронией — она совсем не похожа на фильмы от студии Marvel, повествующие нам о победе добра над злом в любой ситуации.
В картине Тодда Филлипса в принципе не затрагиваются подобные темы, но зато ставятся вопросы, как легко довести до точки кипения общество и отдельного взятого человека.
Выдуманная история внезапно становится отражением реальности, что не может не пугать. Один плохой день, один ужасный поступок, одна глупая фраза могут всколыхнуть целые массы и дать гневу поглотить абсолютно всё.
Операторская работа лишь подчеркивает нарастающее и гнетущее чувство безысходности — от светлого начала, где есть яркие краски, к тягучему и мрачному финалу.
Отдельно стоит упомянуть потрясающий саундтрек от исландского композитора Хильдур Гуднадоуттир, известной благодаря работе над сериалом «Чернобыль».
Ну и конечно, фильм является бенефисом Хоакина Феникса. Пожалуй, он играет лучшую роль в своей жизни и лучшее воплощение Джокера на экранах. Забудьте о философских измышлениях, клоунских шутках или влюбленности в собственного доктора.
Перед нами забитый несчастный человек, лишенный желаний и какой-нибудь мечты, олицетворяющий отношения в обществе.
Мораль картины каждый для себя извлечет самостоятельно, но лично для меня месседж очень прост. Для того чтобы в мире было меньше зла, нужно убивать зло внутри себя.
Не быть жестоким и равнодушным. Не стать частью общества, которое с легкостью может сломать человека и превратить добрую улыбку в жестокий и страшный оскал.