Первый официальный митинг феминисток в Казахстане прошел без происшествий.
Митинг, прошедший 28 сентября 2019 года, примечателен тем, что впервые его удалось провести официально по согласованию с городскими властями.
Результатом митинга стала резолюция с требованием к госорганам уделять больше внимания сексуальному насилию над женщинами, включая как бытовое, так и насилие в тюрьмах.
Плакаты с соответствующими лозунгами можно было увидеть непосредственно в руках у митингующих. Приведем несколько примеров.
Также были лозунги, касающиеся абортов, менструации и кражи невест.
Политолог Марат Шибутов отметил, что митинг прошел удачно:
— Он освещался в СМИ, никаких происшествий не случилось, участницы обозначили свою повестку. Да и отклики о митинге в большинстве своем положительные, — отмечает политолог.
Причем если раньше, по наблюдениям некоторых экспертов, предыдущие выступления феминисток не отражали актуальных проблем, в этот раз, по словам Шибутова,
участницы движения KazFem подготовились лучше — резолюция была четкой и грамотной
— Кстати, на предыдущих митингах присутствовали люди с радужными флагами, и это вызывало негодование некоторых граждан. На этот раз все пришли с феминистскими фиолетовыми, благодаря чему антирейтинг у последнего митинга небольшой. Наше общество пока не готово к выступлениям, связанным с ЛГБТ-тематикой, — поделился мнением Марат Шибутов.
Немаловажным, по мнению политолога, остается факт, что власти наконец решили поощрять умеренную политическую активность.
— Это говорит о том, что
в дальнейшем митингов и пикетов будет намного больше
Это общее поощрение, нацеленное на усиление активности гражданского общества в Казахстане, — считает он.
По словам Зульфии Байсаковой, председателя правления ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», феминистки очень верно подметили, что за сексуальные преступления в отношении женщин нужно не только увеличивать срок наказания, но и развивать инфраструктуру защиты прав женщин.
Это
— У нас сейчас так:
если у женщины нет денег, она не может нанять адвоката для защиты в суде от бытового насилия
Ей, конечно, дадут дежурного, но он не заинтересован в помощи и появится «для галочки» на одном-двух заседаниях, — говорит она.
Байсакова считает неправильным, что сегодня в Казахстане
среди всего перечня насильственных действий в отношении женщин преступлением считается только изнасилование,
а остальное относится к правонарушениям, предусматривающим лишь административное взыскание.
— У нас произошла декриминализация насилия. Бытовое рассматривается как проступок, однако должно быть перенесено в Уголовный кодекс, ведь это преступление против личности. Кроме того, сегодня феминистки хотят привлечь внимание к тому факту, что
насилие в отношении женщин в закрытых учреждениях следует рассматривать как пытки
Вспомним, например, дело Натальи Слекишиной. Там виновные понесли наказание, но это произошло благодаря общественному резонансу. Если приравнять насилие в тюрьмах к пыткам, наказание за это будет более суровым, — подчеркивает председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана».
Байсакова убеждена:
— Желание у нас общее: чтобы женщины в нашей стране жили без насилия. Поэтому сейчас идет объединение сил, заинтересованных в изменении позиции в области защиты прав женщин. И это очень хорошая тенденция.
А депутатам уже сейчас необходимо встречаться с лидерами женских организаций. Не надо никаких круглых столов и пафосных встреч: надо просто в рабочем порядке обсудить предложения и выработать общую стратегию. На сегодняшний день
ни один депутат после послания президента не встретился с женским сообществом
В депутатском корпусе сейчас присутствуют и бывшие сотрудники прокуратуры, и бывшие члены правоохранительных органов — они должны работать. Тем более, что там есть и женщины. Но лично мне пока ни одна женщина-депутат не позвонила. Создается ощущение, что нет женской солидарности, — говорит Байсакова.
По ее убеждению, разрешение на проведение феминистского митинга — это уже большой прогресс. Но в то же время у любого пикета должны быть обоснованные мотивы, а также конструктивные предложения, что необходимо изменить к лучшему.