12 сентября казахстанские кинематографисты отмечают свой профессиональный праздник. К чему пришел отечественный кинематограф и в каком направлении он будет развиваться, рассказали руководители госцентра Kazakh Cinema.
Исполняющий обязанности главы центра Гульнара Сарсенова констатирует, что для широкого коммерческого успеха казахстанский рынок кино слишком мал. Так, в стране функционирует всего 96 кинотеатров с 320 залами. Для сравнения, в России насчитывается более 3 тыс. кинотеатров. Тем не менее в прошлом году казахстанский кинематограф поставил исторический рекорд: в прокате побывали 44 отечественные ленты, собрав 18,4 млрд тенге (4,6% от общего объема сборов). Отметим, что
20% картин были сняты при поддержке государства
Сарсенова уверена: недавно созданный государственный центр поддержки национального кино сможет значительно улучшить положение отечественных продюсеров. Именно через Kazakh Cinema будут распределяться дотации и субсидии, а также производиться конкурсный отбор сценариев с привлечением экспертного совета. Однако есть и подводные камни.
— Учитывая специфику рынка, для возмещения затрат на производство фильм должен стоить не более 200 тыс. долларов. Это очень маленький бюджет, такое кино вряд ли конкурентоспособно на мировом рынке. Но на местном вполне возможен коммерческий успех, что и показывают многие картины последних лет, — отметила Сарсенова.
При этом госцентр готов спонсировать и частные кинокомпании – в случае, если профессионализм команды и художественная составляющая удовлетворят экспертов.
— Мы работаем над тем, чтобы в отечественном кино трудились только профессионалы. Уже в следующем году от соискателей будет требоваться специальное образование. Сейчас получается, что во всех киногруппах страны всего 10-12 профессионалов. К сожалению, ни один казахстанский вуз не имеет международного сертификата, подтверждающего уровень подготовки режиссеров, — подчеркнула Сарсенова.
По ее мнению, необходимо использовать потенциал российских вузов – например, ВГИКа. Более высокий уровень подготовки, подчеркнула Сарсенова, можно получить только в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Но это значительно дороже и сложнее.
— Госцентр тоже займется обучением наших молодых дарований. (…) Мы намерены сотрудничать с университетами, привозить лекторов для мастер-классов, посылать наших ребят в тот же ВГИК. Сейчас ведутся переговоры, чтобы там принимали казахстанцев на льготной основе либо на условиях частичной оплаты, — пояснила и. о. главы центра.
В качестве идеологической составляющей кино, которое претендует на господдержку, Сарсенова назвала «высокую художественную подачу», гуманитарные ценности и уважение чувств разных этнических и конфессиональных групп.
— Мы должны придерживаться принципов толерантности и интернационализма,
— подчеркнула она.
Что касается конкретных мер поддержки, в первую очередь речь идет о финансировании. Так, в случае госфинансирования того или иного проекта госцентр будет получать 20% от кассовых сборов. Уже в 2019 году на прокате трех картин он заработает как минимум 20 млн тенге. При этом остальные 80% прибыли останутся у продюсеров – для поощрения дальнейшего развития отрасли. Ранее же, по словам Сарсеновой,
государство в обмен на финансирование забирало не только всю выручку, но и авторские права на картину
Для регулирования рынка и получения точной статистики во всех кинотеатрах Казахстана будет внедряться электронная система билетирования. Она позволит упорядочить использование финансов в индустрии.
— Подобная система уже действует в России, Грузии, на Украине, не говоря уже о Европе и Америке. Мы сможем регулировать рынок и даже советовать продюсерам, какие фильмы нужно снимать на основе анализа популярности картин из США, Европы и России, — сказала Сарсенова.
В ближайшее время приятный бонус получат иностранные компании, которые будут снимать кино в Казахстане — государство готово покрывать 30% их расходов. По задумке авторов идеи, эта мера привлечет зарубежных продюсеров, особенно с учетом богатства удивительных ландшафтов, которыми богат Казахстан. К тому же местные специалисты, работая в иностранных проектах, получат ценный опыт.
Наконец, не исключается введение системы квот. Например, коррекция сетки показов в кинотеатрах в пользу отечественного продукта с предоставлением удобного для зрителей времени. Впрочем, пока такие меры находятся на стадии обсуждения — рынок диктует свои правила.
В завершение Сарсенова анонсировала основные проекты, над которыми сейчас трудятся казахстанские кинематографисты. На суд комиссии были представлены 60 сценариев, часть из них успешно прошла отбор.
— Социально-значимые фильмы, в числе которых документальные ленты:
Художественные фильмы:
Фильмы совместного производства:
Игровые фильмы, предназначенные для широкой зрительской аудитории:
— перечислила и. о. Kazakh Cinema.
Все эти проекты, подчеркнула Сарсенова, уже в этом году получат финансирование со стороны государства.