НСОД – это не государственный орган или государственная структура.
В настоящее время общественный диалог один из эффективных и действенных инструментов в обеспечении открытости и прозрачности принятия политических решений. Каждое государство внедряет институты диалога на различных уровнях управления, а также для различных целей. Например, Китай и многие арабские монархии элементы общественного диалога внедряют на уровне селений и небольших городов. В Малайзии и Сингапуре институты общественного диалога ведут учет общественного мнения, отслеживают настроения граждан и принимают во внимание их пожелания.
Прошедшая встреча 28 августа членов Национального совета общественного доверия носила организационный характер: обсуждались создания рабочих групп, повестка дня первого заседания и порядок обсуждения вопросов, предложения по плану работы Национального совета, а также актуальные задачи по различным направлениям.
Главное, должно быть понимание, что созданный Национальный совет – это не государственный орган или государственная структура, т.е. это не контролирующий орган. Цель НСОД — выработка предложений и рекомендаций по различным направлениям государственной политики, при этом, необходимо привлекать представителей общественности, политических партий, гражданского общества.
Более того, в ряде случаев, может сложится мнение, что НСОД и ранее созданные общественные советы дублируют друг друга. На самом деле, необходимо учитывать, одной из задач общественных советов является представление интересов гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений в большей степени местного уровня.
Определенная часть общества уже заранее обсуждают вопросы эффективности работы НСОД. Для усиления эффективности работы НСОД, а также своевременного выявления актуальных вопросов на уровне страны, форматы работы НСОД могут быть разными. Если посмотреть на работу таких советов в различных странах, может выделить следующие форматы работы: работа с данными опросов общественного мнения, работа с предложениями гражданских объединений, изучение поданных гражданами жалоб, открытые слушания с участием всех заинтересованных сторон, интерактивный диалог через социальные сети в существующих социальных сетях, на специально созданных социальных площадках.
Алуа Жолдыбалина, руководитель отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК