Официальный блог министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева завален жалобами алматинцев на автомобильные кражи на платных парковках. Очевидно — эти территории освоил криминал. И бороться с этим никто не планирует.
Еще в 2018 году ТОО «Алматы СпецТехПаркинг» открыто заявило, что видеонаблюдение за платными стоянками им не по карману. Но после гибели Дениса Тена позицию изменили. Ненадолго.
Недавно на платной стоянке возле городского акимата средь бела дня автоворы скрутили зеркала с дорогого «Мерседеса».
Представители ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» на этот эпизод ответили — охрана припаркованных автомобилей в их обязанности не входит. С их точки зрения,
задачей платных парковок является регулирование трафика в загруженных районах города
Ну а плату за стоянку на территории общественного, то есть общего пользования, владельцы парковок назвали стимуляцией водителя к ответственному планированию своего времени.
20 августа на платной парковке по улице Богенбай батыра, между Панфилова и Абылай хана, воры вытащили сумку из багажника автомобиля нашего журналиста Николая Иващенко. Минувшей зимой, также на платной парковке ТОО «Алматы СпецТехпаркинг Сервис», с автомобиля другого журналиста, Мадины Алимхановой, злоумышленники сняли аккумулятор. И таких случаев в городе сотни.
Еще в 2017 году председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков говорил, что
автоворы активизировались на платных парковках, потому что их владельцы не несут ответственности за сохранность транспорта
и вещей внутри такового.
Казалось бы, у проблемы есть простое решение. Раз невозможно выставить на каждой парковке полицейского, можно выставить видеокамеру. Да, она не поймает преступника, но все же
видеокамеры вполне могут быть элементом устрашения автоворов. А заодно фиксаторами нарушений ПДД
или совершения иных преступлений.
Однако весной 2018 года в интервью одному из интернет-порталов директор Марат Принбеков и финансовый директор организации Мухтар Базарбаев конкретно сказали, что оснащать парковки камерами в их планы не входит. При этом деньги за парковку они собирают.
«При подготовке бизнес-плана не были учтены пожелания по видеокамерам на тротуарных парковках, паркоматы на каждые 10 метров, аппараты по размену монет и так далее», — говорил тогда Мухтар Базарбаев. — «Поскольку этого нет в мировом опыте, который был использован мной при составлении нашей модели.
Если будут дополнительные расходы, это повлияет на бизнес-план и окупаемость проекта»
Вот система автоматизированного велопроката AlmatyBike позаботилась о видеонаблюдении на велопарковках. Объяснить это несложно — владельцы проекта заинтересованы в сохранности имущества, сдаваемого в аренду и приносящего прибыль.
ТОО «Алматы СпецТехпаркинг Сервис» в аренду сдает коммунальный асфальт и воздух общего пользования. Отсюда и нет никакого интереса к обеспечению безопасности на вверенной им территории. Элемент доверия населения к платным парковкам — тоже не про владельцев этого бизнеса. Поскольку альтернативы у автомобилистов нет — либо паркуешься здесь, либо нигде.
«Ни одна уличная парковка не несет ответственности за сохранность автомобиля», — в марте 2018 года говорил директор ТОО «Алматы СпецТехпаркинг Сервис» Марат Принбеков. — «Изначально АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс» предлагало свои услуги. Выглядело бы это следующим образом: 100 тенге в час за парковку плюс 10% страховая составляющая. Таким образом, при наступлении возможного страхового случая подключались бы страховщики.
Но из-за невозможности анализировать и оценивать состояние автомобиля до и после каждой парковки предложение не приняли. Также подобного нет нигде в мире. Возмещение ущерба не входит в компетенцию уличных парковок».
Видеонаблюдение на паркингах возле крупных торговых центров — дело самих торговых центров.
Владельцы парковочного бизнеса предпочитают тратить деньги только на установку и обслуживание паркоматов
А также на работу приложений по оплате за стоянку.
Даже разметку на платных парковках рисуют власти, а не владельцы «парковочного» бизнеса
Журналисты задавали руководству ТОО «Алматы СпецТехпаркинг Сервис» вопросы об инвестициях в проект платных парковок, а также о собираемости оплаты. Полтора года назад Мухтар Базарбаев говорил, что в парковки вложено 1,37 млрд тенге. Эти деньги пошли на
Правда, что именно подразумевается под «обустройством парковок и парковочных мест», сказано не было. Вряд ли здесь речь идет о сооружении навесов от дождя и солнца или каких-то других приятностей.
Что интересно, в сентябре 2018 года, видимо под нажимом общественности,
после резонансного убийства в Алматы фигуриста Дениса Тена «Алматы СпецТехпаркинг Сервис» все же установили на стоянках 90 видеокамер наблюдения
И это, кстати, не казахстанское ноу-хау. Москвичи с помощью видеокамер уже даже борются с неправильной парковкой, не говоря о контроле за безопасностью стоянок.
Но 90 камер — это только 90 камер. Больше не планируется. Однако платить на таких парковках придется.