Казахстанцы начинают искать «лучшую долю» вне страны. По данным Федеральной службы безопасности РФ, жители РК заняли пятую строчку в рейтинге стремящихся в Россию трудовых мигрантов. Эксперты полагают, что на миграционные настроения повлияла ухудшающаяся экономическая ситуация.
Лидерами по трудовым поездкам в первом полугодии 2019 года стали соседи-узбеки. Согласно статистике Погранслужбы ФСБ, количество граждан Узбекистана, указавших целью въезда работу, составило 918 тысяч. Вторая строчка досталось Таджикистану – оттуда приехали 524 тысячи мигрантов. Из Кыргызстана на заработки прибыли 265 тысяч человек. Незалежная обосновалась на четвертом месте – 165 тысяч граждан.
Из Казахстана осваивать просторы партнера по ЕАЭС отправились 105 тысяч наших соотечественников
Специалисты полагают, что цифры существенно занижены, поскольку не все «гости» указывают целью посещения работу. К примеру, граждан Узбекистана, прибывших в Россию, на 1 июня 2019 года – 2,1 млн человек.
Кстати, в РФ отмечают аномальный миграционный прирост. Количество иностранной рабочей силы стало рекордным за десять лет. Резкий приток может быть связан со значительным недоучетом числа прибывших в 2018 году.
Отечественные аналитики допускают, что рядовые казахстанцы не разделяют восторга властей, говорящих о росте экономики. Граждане отправляются не только в Россию, едут они и в благополучную Европу.
Кстати, в МИД РК уже признали, что ситуация выходит из-под контроля. В ведомстве прокомментировали выезд трудовых мигрантов из Казахстана в Норвегию.
Чаще всего казахстанцы въезжают в страну фьордов нелегально
«Норвежские власти поставили нас в известность, что такие факты зафиксированы. Это происходит оттого, что наши люди доверяют той рекламе, которая циркулирует в интернете.
Появилось очень много компаний, предлагающих услуги по трудоустройству за рубежом. При этом не дают никакой гарантии и обманывают наших граждан», – рассказал официальный представитель внешнеполитического ведомства Айбек Смадияров.
По словам чиновника, норвежские правила по оформлению разрешений на сезонную работу достаточно жесткие. Желающим не разрешается прилетать в страну по шенгенской визе, оформленной через посольства других стран ЕС. В 2016 году норвежские власти закрыли представительство в Казахстане. Ближайшее консульство находится в Литве.
По словам Смадиярова, наши граждане активно осваивают трудовые рынки Чехии, Великобритании и Южной Кореи
Назвать точную цифру граждан-нелегалов в МИДе не смогли, заверяя, что «это не их дело».
По оценкам экспертов, только в Корее может находиться от семи до десяти тысяч наших соотечественников. К примеру, в этом году зафиксирован резкий рост денежных переводов с Корейского полуострова.
Среди стран, откуда отправляют деньги в РК, лидирует Россия: 61,9 млрд тенге — на 22,2% больше, чем в прошлом году
Второе место у Южной Кореи, оттуда было получено в полтора раза больше, чем годом ранее — 26,2 млрд тенге, доля выросла с 15,7% до 18%. На Узбекистан приходится 12,8 млрд тенге, рост за год — на 69,2%, доля страны выросла с 6,8% до 8,7%.
Специалисты утверждают, что подобная информация косвенно свидетельствует об ухудшении социально-экономической ситуации в Казахстане. Часть населения предпочитает работу за рубежом, а не в родном отечестве.
Политолог Рустам Бурнашев считает, что былая уверенность в отсутствии казахстанских трудовых мигрантах всего лишь миф. По его словам, граждане Казахстана ездили «за длинным рублем» и раньше.
«Казахстанцы всегда выезжали на работу в другие государства. Просто раньше такие данные не озвучивались,
поскольку трудовая миграция оценивалась негативно. Где-то даже в отношении мигрантов специально формировали определенные фобии, поэтому миф активно поддерживался», — говорит Бурнашев.
Сегодня, по мнению эксперта, количество выезжающих казахстанцев растет. Это связано сразу с несколькими моментами, влияющими на решение о трудовой миграции.
«Первый момент — общая постлиберальная ситуация, когда существует свобода выбора. Это несомненный плюс Казахстана. Гражданин может спокойно выезжать за пределы, чтобы реализоваться не только в заданном территориальном поле. Это позитивный момент.
Естественно, есть и негативные моменты трудовой миграции.
Динамика экономического развития Казахстана далека от положительной. Ситуацию не сравнить с 2000-ми годами
Фактически с 2008 года в в экономике страны наметился негативный тренд. Это влияет на миграционный потенциал людей. В принципе, любой человек стремится получить больший уровень доходя и лучшие условия жизни. Если есть возможность, он это сделает», — полагает Рустам Бурнашев.
Существует нюанс внутреннего рынка труда. Например, какая экономическая ситуация не была бы в Узбекистане, миграция оттуда будет. Там существует катастрофический избыток рабочих ресурсов, продолжает эксперт.
«Глубина трудовой миграции в Казахстане должна рассчитываться с учетом изменения экономических секторов. Локомотивом отечественной экономики остается добывающая промышленность. Здесь объем необходимых трудовых ресурсов ограничен.
Я бы не стал говорить, что существует линейная зависимость от экономической ситуации. Безусловно, это фактор, влияющий на миграцию, но нужно смотреть в совокупности», — говорит политолог.
Интересно, что в самом Казахстане власти неоднократно заявляли о дефиците кадров. Однако люди продолжают реализовывать свои возможности на стороне.
«Это вопрос планирования подготовки кадров.
Мы можем испытывать избыток рабочих мест и при этом ощущать нехватку трудовых резервов
Потому что кадры не соответствуют критериям найма. И это достаточно серьезная проблема», — резюмирует Рустам Бурнашев.