Эксперты отмечают: лишь 1-2 вуза в стране могут соответствовать мировому уровню. Остальным надо расти — и снижать цены на услуги.
Молодежь отечественное образование часто либо не удовлетворяет совсем, либо по соотношению цена/качество. И это один из факторов, почему они едут за границу либо на учебу, либо на ПМЖ.
Об этом говорится в работе «Миграционные тренды в Казахстане в контексте развития интеллектуального потенциала». Авторы — Бауржан Бокаев, директор Национальной школы государственной политики Академии государственного управления, и Алуа Жолдыбалина, руководитель отдела социально-политических исследований КИСИ.
Исследование опубликовано на официальном сайте КИСИ.
Исследование подготавливали на основе экспертных опросов. Среди респондентов госслужащие, преподаватели Академии государственного
управления и ее филиалов, экспертов в области миграции и государственной политики.
Сама работа большей частью посвящена, как можно понять из названия, миграционным процессам. Но при всей неоднородности потоков здесь надо выделить некие общие черты.
Часто страну покидают представители технических, экономических, педагогических и медицинских профессий
Поэтому часть работы исследователи посвятили теме профессиональной подготовки. А в частности — отечественного высшего образования.
Экспертам задали вопрос, какие специальности более всего необходимы для развития казахстанской экономики.
Улучшить школьное образование можно за 5-7 лет — Архимед Искаков
Чаще всего в ответах звучали развитие IT, индустриальных, технических (машиностроение) и сельскохозяйственных профессий.
— Безусловно, то, без чего не может обойтись ни одно общество, это преподаватели, педагогические и медицинские специальности, — добавил, преподаватель из СКО.
Кроме того, называли экономические специальности (финансисты, экономисты, маркетологи). Их развитие, по мнению респондентов, должно способствовать подъему отечественного бизнеса.
Мнения экспертов о качестве отечественного образования разошлись. Одни считают его вполне удовлетворительным.
Опрошенные назвали несколько «сильнейших», по их мнению, университетов страны.
— У нас есть флагман — Назарбаев университет, и есть Академия госуправления. Мне кажется, вот два таких вуза, — считает преподаватель из г. Нур-Султан.
— Я могу выделить один хороший вуз – Назарбаев университет. В остальных уровень подготовки отстает от современного уровня жизни. Это лично мое мнение, — сказал государственный служащий, г. Нур-Султан.
Еще один госслужащий, но из СКО, считает, что
сильная педагогическая и производственная база по техническим специальностям в Караганде
— Если, скажем, по педагогической, лучше учиться в Кокшетау или Уалихановском, педагоги там уже старый состав. Если медицинский, я рекомендовал бы или Караганду, или Алматы, — добавил он.
Но есть и «лагерь пессимистов», которые подготовку в отечественных вузах раскритиковали.
Первопричина тому — низкий уровень самого преподавательского состава
Представители этого лагеря большей частью считают эталоном качества кадры с «советской закалкой», а их все меньше.
Проект «О статусе педагога» получил неожиданно широкий резонанс
— Хотя более молодое поколение, наоборот, уверено, что именно преподаватели с советским образованием «не идут в ногу» со временем. А это делает его невостребованным, — уточнили авторы.
На преподавательскую работу действительно высококвалифицированные кадры идут редко. В первую очередь из-за низкой зарплаты и слабого социального обеспечения. Поэтому предпочитают другие более привлекательные отрасли.
В числе негативных факторов опрошенные назвали также
высокий уровень коррупции и низкую эффективность административного управления
— Вместе с тем платное образование, по мнению некоторых респондентов, является одним из ключевых препятствий на пути к повышению качества, — говорится в работе.
Некоторые предположили, что стоимость высшего образования можно было бы и снизить. Это откроет дорогу для большего числа абитуриентов.
Также эксперты составили целый список рекомендаций.
Практическая направленность. Необходимо внедрить в программы практические дисциплины, применять в образовательном процессе современные интерактивные формы подачи информации.
Приведение учебных программ в соответствие с требованием времени и современного рынка труда.
Один из респондентов вообще посоветовал
пересматривать программы и дисциплины каждые пять лет с учетом спроса
Изучение и адаптация зарубежного опыта подготовки кадров по всем специальностям.
Для этого можно организовать повышение квалификации на базе зарубежных вузов и предприятий. Кроме того, устраивать зарубежные стажировки для самих студентов.
Зачем казахстанцы едут учиться в арабские страны — эксперт
Также в списке расширение академической и управленческой свободы вузов, одновременное сокращение их числа, повышение зарплаты и так далее.
Часть опрошенных посчитала, что нужна узкая специализация вузов с учетом регионального спроса.
— Наш регион агропромышленный, поэтому здесь нужно выращивать кадры в сфере сельскохозяйственного производства. Караганда, запад Казахстана — там все природные богатства, им необходимы технические специальности, — заявил респондент из СКО.
Окончание следует