Недавняя таинственная история с казахстанскими студентами в Египте вновь подняла вопрос — как мотивировать отечественную религиозную молодежь изучать теологию на родине, а не за рубежом, где их подстерегают опасности?
Чтобы решить проблему, нужно сначала подготовить педагогические кадры, выражает уверенность российский политолог Сергей Рекеда в своей статье на сайте ИАЦ МГУ.
Несколько молодых казахстанцев в ночь с 19 на 20 июля были задержаны сотрудниками спецслужб Египта. Спустя десять дней представители Службы национальной безопасности Египта сообщили о депортации всех задержанных слушателей языковых курсов в Каире на Родину. Причины задержания шестерых граждан РК в Египте пока не разглашаются. Вполне вероятно, что речь может идти о каком-то недоразумении. Однако информационная картина вокруг этого события говорит об обратном.
Например, популярные казахстанские сетевые ресурсы разместили на своих страницах информацию о возвращении молодых казахов в страну, сопроводив «новостное включение» комментариями министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева. Судя по всему, вероятность того, что речь идет о проблемах, связанных с религиозным образованием (под вывеской языковых курсов), достаточно велика.
В кратком комментарии министр еще раз повторил мысль, которую неоднократно транслировал с момента своего назначение на пост. Молодые казахстанцы, получающие образование в странах Востока без официального направления ДУМК, подвергают себя совершенно ненужному риску:
«Эти риски существуют не только для тех, кто едет за религиозным образованием. У нас сегодня тысячи студентов учатся за рубежом по другим специальностям. Они тоже могут попасть под влияние и преступных групп, и религиозных радикалов. Это общая проблема».
Однако вариантов ее быстрого и эффективного решения на данный момент не просматривается. Казахстанская альтернатива духовному образованию в арабских странах все еще до конца не прочерчена. Духовное управление мусульман Казахстана разработало концепцию развития религиозного образования до 2020 года, но ее реализация требует серьезной финансовой и кадровой подпитки. Как и в России, существует серьезный дефицит кадров, способных эффективно работать в данной сфере.
Есть варианты получить духовное образование в Алматы, где хорошо известен Университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Его выпускники работают имамами и наиб-имамами мечетей во всех регионах Казахстана. Но это единственный во всей стране центр высшего образования в духовной сфере.
Специализироваться на теологических вопросах можно и в Туркестане, где работает международный казахско-турецкий университет имени Хаджи Ахмеда Ясави. Но обратите внимание, всё это структуры, образованные с участием Турции и Египта.
Соответственно, преподавательская деятельность по этим направлениям ведется с учетом зарубежных программ и с привлечением иностранных ученых богословов.
Задержанные в Египте казахстанцы возвращаются на родину
Подобная «зависимость» от внешнего фактора в свое время стала причиной общественных дискуссий
в ряде регионов Грузии, прежде всего Аджарии, где процесс духовного образования на какой-то момент оказался под практически полным контролем турецкой стороны.
Есть 9 медресе, среди которых выделяются «Ушконыр», «Шымкент», «Сарыагаш» в Южно-Казахстанской области, которые в 2016 году получили статус колледжа и специальные гранты на подготовку религиозных кадров, а по новым учебным программам — и светских специалистов. Если в Университете «Нур-Мубарак» обучаются более 1000 студентов, то в девяти медресе — около 1300 учащихся. И очевидно, что эти кадры не могут полностью перекрыть потребности казахстанских регионов. Особенно в условиях, когда религиозное образование все активнее конкурирует со светским.
Студенты, мигранты, заключенные: кто и как становится террористом ИГ
Вот и едут молодые казахи за просвещением в страны арабского мира. Заканчиваются эти истории, увы, по-разному.
Поэтому перед Нурланом Ермекбаевым стоит нелегкая задача.
Возможно, что в какой-то степени нашим евразийским партнерам поможет российский опыт продвижения единых образовательных стандартов и программ для всех типов исламских учебных заведений
Необходимо двигаться в сторону стандартизации и унификации исламского образовательного пространства на территории Казахстана, сочетать в учебных программах духовные и светские начала.
Но в основе всего лежит общая для Казахстана и России проблема кадров. Без ее немедленного решения любая, даже самая прогрессивная модель останется на бумаге.