Известный композитор и общественный деятель, 7 лет занимавший пост заместителя акима Астаны, поделился своими воспоминаниями.
6 июля 2019 года исполняется 25 лет решению о переносе столицы Казахстана из Алматы в Акмолу. Очевидцы тех лет говорят, что трудиться им приходилось в режиме нон-стоп, без перерывов на отдых и отпуск. Столица преображалась столь стремительно, что уже летом 1998 обновленную Астану презентовали на международном уровне.
Толеген Мухамеджанов – один из пионеров переноса столицы, кому довелось провожать из Алматы главные символы государства – флаг и герб.
— 5 ноября 1997 года прошли торжественные проводы главных символов страны – флага и герба – из Алматы, — вспоминает Толеген Мухамеджанович. — Я принимал в этом участие как общественный деятель. Нас было человек 150, вместе с руководством страны. Хорошо помню те события. А 8 ноября Акмола встретила ценный груз у себя.
10 декабря президент Нурсултан Назарбаев впервые официально заявил, что отныне и на века все важнейшие государственные решения будут приниматься в Акмоле
и что с этого дня начинается путь столицы. Так что днем переезда столицы считается 10 декабря 1997 года. Поэтому эту дату мы отмечаем как особый день.
— Как в первые годы после переезда работали госорганы? Не было же готовой инфраструктуры.
— Да, не было ни административных зданий, ни жилья. Акимат города находился в небольшом неприметном 4-этажном здании. Мы втроем – я, Имангали Нургалиевич Тасмагамбетов и Кайрат Абдразакович Мами – жили в общежитии. Примерно полгода. Все у нас было общим – и хлеб, и чашка супа или чая. Потом мы стали хорошими друзьями. Вместе с ростом столицы они становились знаковыми фигурами в жизни страны и в политике.
Ситуация была именно такой, что несмотря на тяжелые условия, мы работали со всей душой и необъяснимым эмоциональным подъемом
Это было самым главным. Нас сорвали с насиженного места в совершенно новый город, все неизведанное… Это поглощает. Я думаю, не только меня, но и всех, кто с нуля строил столицу, работа поглощала целиком. Мы были энтузиастами. Каждый вечер в 9 часов в акимате проходили совещания. Каждый день. Без выходных.
— Все создавалось с нуля. Не было городских служб, так как город был периферийным. Я помню, как на наших глазах создавалась самая главная служба столицы – служба коммунального хозяйства. Надо было убирать снег, приводить город в порядок, создавать инфраструктуру. Поэтому было очень не просто.
Я, всю жизнь посвятивший творчеству, на важную ответственную работу свалился как с Луны. Хорошо помню шумные бурные совещания и споры. Было непривычно и очень интересно.
Первым акимом новой столицы стал Адильбек Рыскельдинович Джаксыбеков. Это был очень удачный выбор
Аким сумел объединить стремление разных людей, оказавшихся в его команде, преобразить и развить город. Команда акимата в основном состояла из местных кадров. Из Алматы сначала был только я один. Приходилось вникать, втягиваться в работу, становиться своим. Все-таки в самом начале была притирка всей команды, мы привыкали друг к другу.
— Где располагалась первая администрация президента?
— Там, где сейчас акимат города. Это был самый более-менее приведенный в порядок объект с неплохим ремонтом. Министерства еще не переезжали из Алматы. Все случилось позже.
Так что решения по многим вопросам, даже республиканского уровня, принимались в первое время акиматом столицы
Запомнился переезд республиканских газет «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан», мы встречали их на железнодорожном вокзале. Одно за другим потянулись в столицу и посольства. Первыми были России и Украины. Процесс происходил хоть вроде и перманентно, но при этом так быстро, что мы сделали невозможное.
Если взять в пример немецкую историю, переезд столицы из Бонна в Берлин длился десятилетия. А у нас всего несколько месяцев.
— Какие здания стали для столицы культовыми, где первые годы после переезда находились госорганы?
— Здание, в котором сначала сидел парламент, заняло министерство спорта и туризма. Что сейчас с этими зданиями, мы следить не успевали. Все стремительно менялось. После 4-этажки акимат переехал в здание бывшего областного акимата. Потом в здание, где сейчас сидит минсельхоз. Затем в здание, которое освободила администрация президента.
— Как часто вы виделись с семьей? Наверняка ни денег, ни времени гостить у родных не было?
— Было и такое, конечно. И люди были, которые не выдерживали нового ритма работы и уезжали обратно. Не всех устраивали климат и неустроенность быта.
В столице не было досуговых мест — хороших кинотеатров и ресторанов. Негде было отдыхать. Многие тяжело переживали переезд в столицу
К счастью, я лично все эти неудобства сразу же забывал, как только приходил на работу. На думы времени не было. Моя карьера на госслужбе началась 5 января 1998 года. Пришел в акимат, а мне говорят, что 10 июня будет международная презентация столицы, в связи с чем нужна программа мероприятий высокого уровня. Учитывая, что в городе не было даже городской филармонии. Не говоря уже о каких-то профессиональных творческих коллективах. Единственный фольклорный ансамбль, и тот подчинялся области. Закипела работа.
— С президентом часто виделись?
— Да, потому что он уделял столице огромное внимание. Нурсултан Абишевич лично открывал даже самые маленькие предприятия города, будь то ресторан, СТО, автозаправка или магазин. Ко всему, что происходило, он относился заботливо и по-отечески. Каждое мало-мальское достижение он воспринимал с воодушевлением и оптимизмом. Верил, что будет все хорошо.
Всякий раз, когда мы виделись, он спрашивал: «Толеген, что делается в области культуры?». Он понимал важность развития этой сферы в новой столице. Видимо, поэтому меня и пригласили на работу в акимат, где почти семь лет я занимался становлением столичной культуры.
— Как быстро вам удалось собрать первый столичный ансамбль?
— Помню, как я приехал на первую репетицию первого творческого коллектива оркестра казахских народных инструментов. Артисты сидели в холодном помещении какого-то местного клуба на кирпичах. Там же лежали ноты. Какие уж там пюпитры, если не было даже стульев? Главный дирижер Мырзагали Айдаболов, которого, к сожалению, с нами больше нет, жил в этом помещении. Двери не было, проем был прикрыт одеялом, он жил прямо там же. Так вот, этот коллектив 15 апреля 1998 года мы презентовали во дворце «Жастар».
— То есть в таких спартанских условиях они создали целую концертную программу?
— Именно! Это были первые музыканты, которые приехали в столицу.
Я-то считал, что мы в общежитии жили в неудобствах, но по сравнению с музыкантами наш быт был идеальным
Каждый, кто отправился строить столицу, совершил свой небольшой человеческий подвиг. Безусловно, при принятии решения о переезде у каждого была какая-то доля здорового авантюризма.
— Вы успели к лету подготовить программу международной презентации столицы?
— Конечно! Создали симфонический оркестр. Я до сих пор особо вспоминаю первого человека, который побывал у меня на приеме после вступления в должность. Я как раз 5 января пришел в акимат, после встречи с акимом пошел в кабинет руководителя аппарата писать заявление о приеме на работу. Своего рабочего места тогда у меня еще не было. Пишу на чужом столе заявление, а мне говорят: «К вам на прием пришли». К моему удивлению, заходят три женщины, одной из которых оказалась Айман Мусаходжаева. Айман я знал по работе в Алматы, мы хорошо дружили.
Она приехала с идеей создания академии музыки, которую президент поддержал. Но нужно было много работать. Это было непросто, так как не было здания.
Академию решили создать на базе музыкального колледжа. Но педагоги, студенты и персонал вышли на митинг против этого. Кто-то сказал им, что колледж закроют. Приходилось выходить к людям и объяснять необходимость создания академии музыки. Гарантировать, что это никак не отразится на их работе и учебе. До сих пор перед глазами эта масса людей, которая негативно восприняла идею. Но со временем они сами стали участниками создания замечательного учебного заведения, которое сегодня является гордостью столицы. Опасения людей оказались напрасными.
Создание академии музыки позволило в кратчайшие сроки привлечь в столицу талантливых музыкантов, педагогов и студентов
и дало возможность создать симфонический оркестр.
— В 1999 году, через год, у нас уже были свои творческие коллективы и солисты, силами которых без приглашения артистов из Алматы мы смогли провести концерт ко Дню независимости. Через час после концерта мне позвонил аким и сказал, что от президента поступило поручение создать театр оперы и балета. Таким было его видение перспективы развития культуры.
Уже в феврале 2000 вышло постановление правительства о создании театра оперы и балета. Нам было поручено решить все вопросы с последующей передачей театра министерству культуры.
Мало кто верил, что театр можно создать так быстро, не имея ни одного артиста балета, хора, оркестра, простых технических специалистов, рабочих сцены. Мы смогли
Разместился театр в бывшем дворце железнодорожников. Я помню мое первое посещение этого здания. Стены в трещинах, подвал залит водой, где в январский мороз кишели большие комары. Но благодаря усилиям наших строителей сделали реконструкцию. В октябре 2000 театр открылся тремя спектаклями – Мукана Тулебаева «Биржан — Сара», Джузеппе Верди «Травиата» и Петра Чайковского «Лебединое озеро».
Интересен был вопрос создания балетной труппы. В постановление правительства было включено решение привлечь для этого выпускников хореографического училища им. Селезнева. Также пригласили курс, который будет заканчивать только через год. И чтобы ребята согласились приехать, мы организовали для них гастроли в Астану.
В ходе гастролей состоялась встреча, на которой им показали блестящие перспективы создания самой молодой труппы в мире только их силами
И они все приехали. Я лично вручал артистам ключи и расселял в здании бывшего общежития. После премьеры балета «Лебединое озеро» надо было видеть счастливые лица молодых людей, самому старшему было всего 18. Разве они не совершили свой подвиг?
Вот какое было время подъема, который и нужен был стране. Прозорливость нашего президента сподвигла на свершения десятки тысяч людей. Все они нашли в себе внутренние энергетические резервы и за короткий срок сделали то, что по законам логики должно делаться годами.