Хотя государственный язык пытаются всячески поддерживать и продвигать, добиться интеграции именно на его основе пока не удалось. Основные причины кроются в наследии советских времен. А точнее – в демографии.
Об этом пишет доктор философских наук Рустем Кадыржанов в работе «О влиянии постсоветской этнодемографической динамики на культурную интеграцию этносов в Казахстане».
Исследование опубликовано на официальном сайте КИСИ.
Окончание. Читайте также первую часть.
В Казахстане сегодня две культурные интеграции этносов. Первая — на основе русского языка и русско-советской культуры. Вторая — на основе казахского языка и культуры.
Культурная интеграция на основе русского языка является главной
У второй социальная база не настолько обширна, а значит, и значение только второстепенное.
Что ждет русских в Казахстане — мнения экспертов
— Применение казахского языка в сравнении с русским в различных сферах общества также демонстрирует меньший охват и глубину проникновения, — утверждает автор.
Эта картина сложилась в советский период в результате политики интернационализма
— Идеологизированный характер национальной политики режима ставил своей целью формирование советского народа как «новой исторической общности людей». Достижение этой цели осуществлялось через политику, главным лозунгом которой был «Расцвет и сближение советских наций», — считает Кадыржанов.
Причем казахи оказались одними из наиболее русифицированных народов. О причинах разговор пойдет чуть ниже.
В постсоветских странах решающее значение начали придавать языку и культуре титульных наций.
— В общественном сознании этих государств по-прежнему довлеет этнокультурное понимание нации.
Идея гражданской нации как полиэтнического сообщества на основе общего для всех этносов гражданства не находит широкого понимания в постсоветском обществе
Для этой идеи в общественном сознании не выработано даже соответствующей терминологии, — считает эксперт.
В постсоветских странах русский язык постепенно сходит с социальной и культурной арены. Но в Казахстане ситуация несколько иная: главная роль в культурной интеграции этносов по-прежнему за русским языком.
Русский язык не удержит былых позиций в Центральной Азии — исследование
Объяснение эксперт в числе прочего видит в демографических процессах, особенно в советский период. В это время проходила индустриализация, поднятие целины и так далее.
Число русских в Казахстане с 1 275,7 тыс. (20,6% населения) в 1926 году выросло до 5 521,9 тыс. (42,4%) в 1970. То есть за сорок с лишним лет увеличилось более чем в 4 раза.
Число казахов с 3 627,6 тыс. в 1926 году (58,5%) сократилось до 2 327,7 тыс. в 1939 (37,8%).
Кроме того, во время ВОВ сюда депортировали более миллиона человек различных национальностей (об эвакуированных автор не упоминает).
— В результате, хотя общая численность казахов за двадцать лет — с 1939 по 1959 гг. — увеличилась на полмиллиона, однако их доля в общем населении сократилась с 37,8% до 30,0%, — пишет Кадыржанов.
Но уже с 1960-х гг. доля казахов начала расти. Перепись 1989 года зафиксировала пусть и незначительный, но перевес титульной нации: 6 534,6 тыс. казахов (39,7% населения) и 6 227,5 тыс. русских (37,8%).
Среди казахов доминировало сельское население, а среди русских — городское
— Казахи, как и в дореволюционное время, в основном были заняты в животноводстве. Русские же в городах — преимущественно в промышленном производстве, — уточнил Кадыржанов.
Так, в Усть-Каменогорске, по данным переписи 1970 г., казахи составляли только 5,6% населения, а русские 86,5%.
В Узбекистане предложили вернуть русский язык
Причем в северном, восточном и центральном Казахстане русские преобладали и в сельской местности.
В южных и западных областях, наоборот, доминировало казахское население
В советский период была прямая связь между пропорциями этнических групп и распространением языков.
— Численное доминирование русских в городах соответствовало доминированию русского языка среди всех национальностей. Это означало доминирование культурной интеграции этносов на основе русского языка и русско-советской культуры в городах. Что
определяло социально-культурное лицо Казахстана как современного индустриального общества,
— считает Кадыржанов.
По итогам автор сделал следующие основные выводы: