Конфликты из-за уровня зарплат иностранцев и местных рабочих — не редкость во всем мире. При этом не редкость и то, что иностранцы часто получают больше местных. Например, казахи — больше британцев.
Недавний рабочий конфликт на Тенгизе, к счастью, завершен, конструктивно. Аким Атырауской области Нурлан Ногаев встретился с Самером Хури — руководителем арабской компании Consolidated Contractors Company (CCC). Это материнская компания Consolidated Contracting Engineering & Procurement S.A.L. (CСЕР), сотрудники которой также стали участники конфликта.
Конфликт в вахтовом поселке «Тенгиз» исчерпан
Как сообщает пресс-служба акима области, поводом для встречи стал недавний инцидент. Напомним, что конфликт между казахскими и иностранными работниками CCEP перерос в массовую драку. Ранения получили более 40 человек.
Как отметил аким области, конфликт урегулирован, жизни и здоровью сотрудников проекта «Тенгиз» ничто не угрожает.
«В то же время мы поставили перед руководством ТШО и подрядными организациями ряд задач. Они касаются улучшения условий труда персонала, начисления равной заработной платы и увеличения казахстанского персонала в управлении», — сказал Нурлан Ногаев.
В свою очередь, Самер Хури поблагодарил акима за помощь в быстром разрешении конфликта. И заверил, что компания сделает все возможное для предотвращения повторения подобных инцидентов в будущем. По его словам, они примут все меры для выполнения задач, поставленных акиматом.
О нарушениях прав работников на нефтепромыслах рассказал Ногаев
Во время этих событий я находилась по работе в Великобритании и с волнением наблюдала за тревожными сообщениями с родины. Меня заинтересовал вопрос, как же обстоят дела с трудовым законодательством за границей. В частности вопрос работы иностранцев.
В Великобритании, например, если компания хочет нанять иностранного специалиста, руководство должно обосновать, почему там нуждаются именно в нем, а не в местном профессионале.
При этом компания должна заплатить за лицензию. Ее стоимость варьируется от 3 до 15 тыс. фунтов стерлингов в год. Иногда выше. Все зависит от профессионального уровня специалиста, величины его зарплаты и бюджета компании-работодателя. Здесь это называется to sponsor the visa (спонсорить визу).
Так вот. На выходе из Лондонской биржи (London Stock Exchange), на которой я была в рамках недели международной организации WinTrade, встретила одноклассника дочери. Я удивилась и спросила: «Что ты тут делаешь?». Он ответил: «Работаю. Мне спонсорят визу». Я прониклась искренним чувством гордости. Подумайте сами — за рабочую лицензию казаха платит Лондонская биржа! А это значит только одно: он обладает высокими профессиональными качествами.
Очень во многих комментариях об инциденте в Атырау звучит фраза: «Казахи должны получать большую зарплату, чем иностранцы, потому что они хозяева этой земли!».
Британец, который поленился воспользоваться бесплатным обучением в госуниверситете или кредитом на обучение в частном заведении, будет ремонтировать дороги. Или работать водителем такси (кстати, на водителя лондонского кэба учатся три года). Более того, это только коренные британцы. Их предки проливали за эту землю свою кровь, и конечно, они считают себя ее хозяевами. Но
парень-казах, работающий на London Stock Exchange, получает гораздо больше
Крупнейшая в мире биржа еще и платит государству, чтобы он там работал. Потому, что в королевстве действует закон, обязывающий платить одинаковую заработную плату независимо от гражданства. Однако, на топовые должности в правительстве, например, или в компаниях, работа которых связана с безопасностью страны, безусловно иностранцы не попадут. Хотя был исключительный случай в современной истории Англии. Люк Коффи, гражданин США, ныне действующий Директор Центра внешней политики фонда Heritage, служил в министерстве обороны Великобритании два года в качестве старшего специального советника тогдашнего министра обороны Лиама Фокса.
Однако при всех достижениях английской демократии например, здешние женщины до сих пор борятся за равную с мужчинами зарплату за одинаково выполняемую работу.
Возвращаясь к встрече акима области и президента ССС, палестинцем по национальности, хотелось бы процитировать важную часть его речи. На встрече с рабочими в Атырау он сказал следующее:
«У нас, арабов и казахов, много общего. Корни наших народов уходя глубоко в историю древних цивилизаций с великими ценностями и очень сильными традициями. Давайте работать вместе в поисках укрепления величия наших стран. Большинство представителей как арабского, так и казахского народов привержены проявлять уважение к ценностям других культур и выступают за разрешение любого конфликта путем диалога, а не насилия».
Самер Хури призвал не увязать в сегодняшних трудностях и проблемах. Необходимо скоцентрироваться на долгосрочных целях и амбициях.
«Мы считаем, что проект «Тенгиз» стратегически очень важен. Причем как для Казахстана, так и для ТШО и КТС. Руководство компании CCC и все члены нашей большой рабочей семьи стремятся завершить его вовремя. При этом с максимальным казахстанским содержанием, в соответствии с наилучшими международными стандартами безопасности и качества», — подчеркнул он.