Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

Электросамокаты на дорогах формально вне закона — эксперт

2144
iPhones.ru

Пешеход или мопед?

Полиция Алматы уже привлекла к ответственности мужчину, устроившего «бои без правил» на одной из остановок общественного транспорта. Напомним, владельцу электрического самоката показалось, что автобус, двигающийся по выделенной полосе, нарушает его «права». Он заскочил в салон и несколько раз ударил сотрудника компании City Bus. Далее самокатчик, пытаясь скрыться, умудрился попасть под колеса внедорожника.

Видео, распространяемое в социальных сетях, уже вызвало неоднозначную реакцию казахстанцев.

Оказалось, что претензии к «двухколесным агрегатам» есть и у автолюбителей, и у пешеходов

Первые обвиняют самокатчиков в хаотичном лавировании в автомобильном потоке и полном игнорировании ПДД. Вторые напоминают о случаях, когда самокаты сбивали детей на тротуарах. И те и другие требует от официальных органов упорядочить движение набирающего популярность вида транспорта.

Стоит отметить, что вполне доступный электросамокат может развить скорость до 80 км/ч

При полном отсутствии защитных механизмов все зависит от уровня адекватности «водителя».

Агрессивного самокатчика из Алматы привлекли к ответственности

Впрочем, казахстанское законодательство приравнивает самокат к мопедам. Однако специального разрешения на управление не требуется. Не нужен ни экзамен на знание правил дорожного движения, ни официальная регистрация. Передвижение самоката регламентирует 24-й раздел ПДД: разрешено движение по велодорожкам, по правому краю проезжей части и автобусным «выделенкам».

В случае выезда на пешеходную часть нарушителю «влепят» штраф в 15 МРП

Но на практике все эти предписания игнорируются и владельцами, и дорожными полицейскими.

Мировой тренд

Кстати, до 2017 года передвигающиеся на самокатах приравнивались в РК к пешеходам. Почему-то считалось, что «средства» не предназначены для использования на дорогах общего пользования.

Неопределенный правовой статус может привести к увеличению аварийных ситуаций в крупных городах Казахстана

Тем более, что рынок электрогаджетов не собирается останавливаться на достигнутом. К примеру, власти Алматы пообещали внедрить поминутную аренду электросамокатов. За счет частных инвесторов в мегаполисе будет установлено 35 станций (а это 500 единиц подобной техники).

И это, к слову, общемировая тенденция.

Европейские и китайские мегаполисы буквально завалены «младшими братьями» мопедов

Правительства стран решают, что делать с расплодившимися самокатами. К примеру, во Франции разрабатывается специальный закон, обязывающий пользователей надевать светоотражающие жилеты. Кроме того, самокатчикам запрещено передвигаться по тротуарам. Дети младше 12 лет должны быть в защитных шлемах. За нарушения законодательства предусмотрены штрафы, и немаленькие — до полутора тысяч евро.

В Латвии, России и Дании готовят ограничительные меры по скорости передвижения на самокатах.

Совместные ответы

Президент Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков полагает, что использование электросамокатов выпало из правового поля.

«Естественно, это регулируется правилами дорожного движения — они приравнены к мопедам. Подобные транспортные средства должны двигаться либо по выделенным дорожкам, либо по правой полосе обычной дороги. Вроде как бы все правильно.

С другой стороны, на самокаты «садятся» буквально все

— начиная от семилетнего ребенка и заканчивая бабушками. И не факт, что все пользователи знакомы с ПДД.

Здесь и возникает коллизия — они полноправные участники дорожного движения, но не обязаны знать правила

Безусловно, это спорный момент, который нуждается в регулировании. Если велосипедисты должны надевать защитные шлемы, то про требования к самокатной экипировке я не слышал», — говорит он.

По мнению эксперта, общественность и министерство внутренних дел должны совместно обозначить круг проблем самокатчиков.

«Что требуется? Как улучшить ситуацию? На эти вопросы необходимы совместные ответы. Если нужно, необходимо менять законодательство, чтобы обеспечить безопасность самих самокатчиков.

Пусть алматинская драка владельца самоката и водителя автобуса станет катализатором такой работы

Не стоит откладывать дело в долгий ящик. Число электрических «девайсов» будет только расти. Соответственно, будет расти и количество конфликтов», — считает Эдоков.

Стоит признать, что электросамокаты очень удобный вид транспорта — дешевый, экономичный и экологичный. Однако существует несколько нюансов, связанных с их эксплуатацией, говорит глава общественной организации.

«Год назад передо мной был выбор — купить самокат или велосипед. Я выбрал велосипед, но, откровенно говоря, побаиваюсь передвигаться по улицам общего пользования. Опасаюсь неадекватных водителей, автобусов и т. д.

Я стараюсь следовать всем правилам дорожного движения. Но самокаты передвигаются и по тротуарам, и по встречке, и по диагонали. Полагаю, большинство их владельцев просто не читали ПДД. Считаю это неправильным», — отмечает общественник.

По словам Эдуарда Эдокова, на автодорогах Казахстана продолжает существовать «дорожное хамство». Эксперт обращает внимание на «неуважение автомобилистов к прочим транспортным средствам». Но это больше относиться к области общего культурного уровня. Примером может служить эпичная битва самокатчика и автобусника, вызвавшая огромный общественный резонанс.

«Если вы уважаете человека, находящегося рядом, то вы его уважаете хоть на двух колесах, хоть на коньках или на лыжах

Даже если мы уберем с дорог все велосипеды и самокаты, проблема «автомобильного быдла» не уйдет. К сожалению, культура поведения многим гражданам не привита. Если не получается делать это человеческими способами, необходимы жесткие меры со стороны государства», — заключает Эдуард Эдоков.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter