Казахстан наконец готов экспортировать бензин. Первыми покупателями уже на неделе могут стать европейские страны и Средняя Азия. Что касается внутреннего рынка, практически при неизменном спросе рост производства привел к длительному периоду снижения цен.
По данным Комитета по статистике, в январе-мае 2019 года в Казахстане было произведено 1 млн 587,4 тыс. тонн моторного топлива (включая бензин). Это на 12,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Если за первые 5 месяцев 2018 года производство бензина ни разу не достигло 300 тыс. тонн в месяц, то сейчас он дважды превысил 350 тыс. тонн.
Между тем рост производства дизельного топлива еще более внушительный – 13,1%. За 5 месяцев было произведено более 2 млн тонн ДТ. В апреле объем производства составил 261,9 тыс. тонн – это трехлетний максимум.
В министерстве энергетики приводят несколько иные цифры. По данным, озвученным главой ведомства Канатом Бозумбаевым,
рост производства составил: по бензину – на 13,8%, по дизтопливу – на 13,2%, авиакеросину – 298,6%
При такой тенденции до конца текущего года потребности внутреннего рынка будут закрыты на 100%.
Впрочем, бензина сейчас в Казахстане и так много. По словам Бозумбаева, с начала года на рынке наблюдается профицит по АИ-92 и АИ-95. Каждый месяц заводы выпускают на 20%-30% топлива больше, чем нужно казахстанским автовладельцам. Как результат – на нефтеперерабатывающих заводах произошло затоваривание.
«Это вело к вынужденному снижению переработки нефти и, соответственно, к риску снижения производства других видов нефтепродуктов. А именно: дизельного топлива и авиакеросина, по которым профицит отсутствует. Поэтому министерством были приняты необходимые нормы для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта», – отметил глава ведомства.
Действительно, импорт бензина практически сошел на нет. По данным Комитета по статистике, в январе-апреле 2019 года Казахстан закупил 16,8 тыс. тонн продукции на общую сумму $6,8 млн. Для сравнения: за аналогичный период 2018 года импорт составил 390 тыс. тонн на $199,7 млн.
Рост предложения вкупе со стабильным спросом привел к снижению цен на бензин.
«Сегодня по республике наблюдается снижение розничных цен на бензин АИ-92. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года на 6,9% (до 147,6 тенге за литр). Стоимость АИ-95/96 также снизилась – на 3,8% (до 168,6 тенге за литр); стоимость АИ-98 — на 3,4% за год (до 185,9 тенге за литр). С начала текущего года стоимость летнего дизтоплива снизилась на 1% (до 191,8 тенге за литр)», — заявил Канат Бозумбаев.
По официальным данным, за последние 14 месяцев бензин дешевел 13 раз. Последний раз в марте 2018 года. Дизельное топливо понижалось в цене весь первый квартал 2019 года, но в мае вновь пошел рост – на 0,1%
Куда девать бензин? Обсуждение этого вопроса началось задолго до окончания модернизации казахстанских НПЗ (т. е. до значительного роста производства). В правительстве неоднократно называли сроки, когда республика начнет экспорт топлива, периодически указывая все новые потенциальные рынки сбыта. Бумажная работа наконец улажена –
Казахстан может продавать бензин за рубеж. Но пока только за пределы ЕАЭС
По словам Бозумбаева, в настоящее время ведется работа по заключению договоров с зарубежными контрагентами. Первые отгрузки могут быть произведены уже в июне.
«Мы предполагаем, что на днях первая партия бензина должна быть отправлена. Ожидается отправка 60-70 тыс. тонн АИ-92 и 10-15 тыс. тонн бензина марки АИ-95», — сообщил глава минэнерго.
Покупателями, судя по всему, выступят страны Средней Азии. По словам министра, планируются поставки в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. Кроме того, бензин с Атырауского НПЗ может пойти в Европу.
Ранее считалось, что первыми покупателями Казахстанского экспортного бензина станут не европейские страны, а гораздо более близкий Кыргызстан. В министерстве энергетики неоднократно подчеркивали, что продажи начнутся после того, как будут улажены все вопросы внутри ЕАЭС. Позже появилась информация, что казахстанским топливом крайне заинтересовалась и Беларусь. Но тут сразу обозначили: брать его будут не для собственных нужд, а для дальнейшей перепродажи. Это и остается камнем преткновения в переговорах.
«Есть вопросы, с которыми они не согласны. Мы ставим жесткие требования, потому что торговать с этими странами нужно на основе двусторонних соглашений. Мы хотим, чтобы наши партнеры не делали реэкспорт как нефти, так и нефтепродуктов. Поскольку это подразумевает таможенные пошлины в третьи страны, а внутри Союза мы можем поставлять только беспошлинно. Поэтому переговоры еще впереди. Экспорт нашего бензина в первую очередь будет в страны, которые не находятся в ЕАЭС», – объяснил Бозумбаев.