На развитие специальной экономической зоны «Химический парк «Тараз» из госбюджета потрачено 27 млрд тенге. Однако пока экономический «выхлоп» от начинания равен нулю. По мнению отечественных экономистов, проблема имеет системный характер.
В ходе своего визита в Жамбылскую область президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике областное руководство. Объект, отмеченный на Карте индустриализации и призванный стать точкой роста для местной промышленности, стоит без инвестиций.
На создание инфраструктуры СЭЗ «Химический парк «Тараз» потрачено 27 млрд тенге. Но из шестнадцати запланированных запущен всего один проект. Глава государства поручил усилить работу по привлечению реального бизнеса к реализации государственных «замыслов».
В правительстве о проблемах химпарка знают давно,
но, видимо, предпочитают не заострять внимания на катастрофических цифрах. На заседании кабмина глава МИИР РК Роман Скляр упомянул жамбылскую зону, назвав ее «самой неэффективной».
Всего же, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК,
за 17 лет на территориях казахстанских СЭЗ было запущено 183 проекта, которые принесли в госбюджет 150 млрд тенге
В то же время на подготовку инфраструктуры всех зон государством потрачено 314 млрд тенге.
Безусловно, есть в Казахстане и удачные примеры работы специальных зон. К примеру, СЭЗ «Оңтүстік». Здесь на один бюджетный тенге привлечено 15,5 тенге инвестиций. Сформирован текстильный кластер, где сосредоточены предприятия малого и среднего бизнеса.
На «противоположной стороне» находится химический парк «Тараз». Для спасения ситуации там собираются возводить сахарный завод. Для реализации проекта ТОО «Кызылша» уже выделено 300 гектаров земли.
Итак, что же представляет собой «Химпарк «Тараз» сегодня? Это территория в 505 гектаров, где до сих пор ведется строительство инфраструктурных объектов.
Старт проекта был дан в далеком 2013 году. Тогда было принято решение о развитии химического кластера Казахстана. Дела переданы управленцам — «Объединенной химической компании». В планах — привлечение 30 млрд инвестиций.
Предполагалось, что будут построены 16 высокотехнологичных заводов, способных обеспечить импортозамещение.
Вокруг СЭЗ должны были появиться около ста субъектов МСБ.
Но реальность оказалась гораздо суровей
По состоянию на 2018 год на территории СЭЗ зарегистрировано всего восемь участников, планирующих запуск девяти производств. Также есть группа потенциальных желающих — к примеру, ТОО «Record Company» или ТОО «Грануферт Групп».
Со стороны СЭЗ подписаны десятки меморандумов о сотрудничестве. К деятельности спецзоны проявляют интерес китайские и корейские компании. Но дальше интереса дело не идет.
Фактическая численность работников АО «УК СЭЗ «Химический парк «Тараз» — 63 человека. Реальные поступления в госказну составляют всего 3 млн тенге в виде налогов.
По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, на определенных условиях специальные экономические зоны — начинание вполне хорошее. Но нужно тщательно продумывать цели и задачи СЭЗ. Когда определяется ее формат, необходимо четкое понимание «запуска».
«Зачастую в Казахстане возникает следующая ситуация. Условно, у нас называют код по ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности — прим.) и говорят, какие в этой СЭЗ могут размещаться предприятия. На самом деле любое производство имеет множество смежных «вещей», но официально там другие коды деятельности.
Из-за таких бюрократических тонкостей многие зоны так и не заработали», — отмечает он.
Проблемы СЭЗ в Казахстане носят системный характер, считает экономист
«Потому что последние десять лет мы в режиме ручного управления пытались вернуться к плановой экономике. Что такое нормальный государственный подход? Это когда видят, что нет развития, идут и говорят с бизнесменами, анализируют факты, подключают институты. Словом, ищут причины застоя. И находят, объясняя происходящее макроэкономическими параметрами — курсом нацвалюты, высокой стоимостью рабочей силы и т. д.
Что происходит у нас? Государство видит, что бизнесмены, инвесторы не идут в СЭЗ: «Но у нас же есть министерства и институты при них. Посчитайте нам, что здесь можно построить».
И начинают наши акиматы, институты, НПП «Атамекен» «рисовать» различные бизнес-планы, где все прибыльно и хорошо. Начинают строить инфраструктуру СЭЗ, а бизнес все равно не идет. Государство выделяет средства из бюджета и круг замыкается», — считает экономист.
Кусаинов сожалеет, что в Казахстане произошла подмена управления экономикой через макропараметры системой плановой экономики — «старта размещения производств».
«Акимату поступает разнарядка: у вас должны быть построены 25 предприятий. Региональные чиновники могут говорить, что у них особая структура, просить у центра возможность налогового маневра. Им говорят: нет, таких инструментов мы вам не дадим, но с вас 25 заводов.
Это было хорошо при советской экономике, но неправильно при рыночной
Вот откуда появляются «зомби-предприятия», — уверен Айдархан Кусаинов.
Естественно, в таких условиях регионы продавливают создание у себя СЭЗ. Но это идет не от рынка , а от представления государства о развитии.
«Современная система планирования тупиковая и порочная, и не только в отношении специальных экономических зон.
Отдельные государственные программы просто «ломают» частный бизнес
К примеру, у чиновников есть планы построить птицефабрику, а инвестор хочет открыть свиноферму. Естественно, частник свои планы бросает, а ему говорят — строй птицеферму. Он отказывается. Тогда приходят деньги из Нацфонда, и все стоит.
Некоторые отечественные госорганы не ищут причин стагнации. Им проще потратить деньги из бюджета на создание квазигосударсвенных фондов. И потом, через подобные организации, строить что-то нерентабельное», — заключил эксперт.