Две противоположные функции привели к расформированию Антикоррупционного агентства. Однако если структура перестанет выполнять свои обязанности, страна рискует остаться без национальной экономики.
Глава Казахстана разделил Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции на две части. Теперь появятся сразу несколько независимых организаций.
Национальное бюро переформатировано в Агентство по противодействию коррупции. Теперь оно подчинено непосредственно президенту.
Также антикоррупционная служба стала полноправным правоохранительным органом
Указом Касым-Жомарта Токаева она наделена функциями выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Другая структура — Агентство по делам государственной службы — будет следить за чиновниками и контролировать качество оказания государственных услуг.
По мнению экспертов, реорганизация предполагалась давно. Дело в том, что
АДГСПК совмещало в себе несовместимые функции
С одной стороны — карательные операции, с другой — воспитание и забота о государственных служащих.
Тем более, что у руля структуры стояли, как правило, бывшие силовики. К примеру, генерал-майор финансовой полиции Кайрат Кожамжаров или же генерал-лейтенант полиции Алик Шпекбаев.
Поэтому крен на правоохранительную деятельность был значительный. Дошло до того, что бюджетники и чиновники стали воспринимать свою профильную организацию как карающий «кистень».
Возможно, именно из таких соображений Токаев поставил крест на прежнем формате
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что решение о разделении АДГСПК было правильным и своевременным.
«Я давно говорил о такой необходимости. Поскольку одно ведомство сосредоточило в себе две противоположные функции — развитие государственной службы и борьба с коррупцией. Обязательно был бы перекос в ту или иную сторону.
Все зависело от того, кто на данный момент возглавляет структуру
Естественно, в последнее время был уклон в сторону борьбы с коррупцией. Сама борьба — отдельная тема. Особых достижений не было. Безусловно, подвижки последние два-три года были, но не существенные. Поэтому я приветствую создание отдельной антикоррупционной организации», — говорит Чеботарев.
По мнению политолога, новое Агентство по делам государственной службы должно развивать собственную сферу.
«Совершенствовать кадровые вопросы. Совершенствовать вопросы подготовки государственных служащих, готовить их к продвижению по карьерной лестнице и т. д. То есть вводить в жизнь меритократию», — отмечает экспертами.
Решение президента о реорганизации ведомства связано с усилением борьбы с мздоимством, уверен казахстанский политолог Замир Каражанов. Коррупция становится угрозой национальной безопасности для Казахстана.
«Последние скандалы только подтверждают это. Дошло до того, что реализация всех государственных программ тормозится коррупционными рисками.
Средства просто не успевают дойти до «конечного потребителя» — разворовываются в «пути»
— подчеркивает Каражанов.
Все это, по мнению эксперта, отражается на конкурентоспособности казахстанской экономики. Коррупция уже тормозит все национальные инфраструктурные проекты.
«Поэтому, если Казахстан хочет двигаться вперед, необходимо решать эту проблему. Создание отдельного антикоррупционного ведомства своевременно. Но даст ли это результат? Вопрос открытый. Ранее такие попытки уже были», — продолжает Замир Каражанов.
По его словам, борьба с коррупцией не должна отдаваться на откуп только чиновникам.
«Они не могут бороться сами с собой. Это как «пчелы против меда». Новому органу надо подключать к решению вопроса различные НПО, прессу.
Кстати, стоит задуматься о пересмотре закона о СМИ
В нынешних условиях журналисты не смогут помочь силовикам. Любой чиновник может обвинить их во вмешательстве в личную жизнь и клевете.
Также необходимо усилить роль партий. Сегодня они не могут контролировать госорганы. Это касается и судебной системы. Иначе подозреваемые очень быстро будут оказываться на свободе», — предлагает политолог.