Владимир Зеленский – это во многих смыслах идеальный образец анти-истеблишмента. Эта тенденция сегодня захватывает мировую политику. Характерный портрет: близкий простому человеку медийный персонаж, неопытный политик, личность вне коррупции. Успех Зеленского – это практически общий вотум недоверия правящему классу страны.
Приводим вашему вниманию перевод статьи Питера Диккенсона, написанной для The Foreign Affairs. Дословно:
«Кампания Зеленского нарушила много политических традиций. Например, кандидат в президенты избегал политических ток-шоу и интервью в прессе. При этом активно давал представления, ярко писал в соцсетях и появлялся только на эфирах дружественных телеканалов.
Само собой, оригинальность и эффективность его кампании основывались на ставшим очень популярным сериале «Слуга народа», в котором точно отражено моральное банкротство демократических институтов Украины. Соответственно,
президентская кампания и победа на выборах, по сути, стали началом нового сезона этого сериала
Тем более, что Зеленский знаком зрителям с давних пор. В прямом смысле при нем выросло новое поколение, что также помогло ему стать президентом.
Зеленский использовал в своей кампании мотив всеобщего разочарования народа прогнившей властью.
Ни «оранжевая революция» 2004 года, ни Майдан 2013-2014 годов не смогли породить фундаментальных изменений
во власти и обществе. Это создало условия для появления популиста со стороны.
В условиях современной Украины Петр Порошенко не является каким-то особенным коррупционером. Его величайшее преступление на посту президента – это то, что он не смог преодолеть системную коррупцию в госаппарате. Это перевешивает его заслуги в деле построения нации и на дипломатическом фронте.
При Порошенко Украина успешно отражала гибридные атаки России и построила армию, заставив Кремль задуматься. Порошенко подписал договор об ассоциации с Евросоюзом и добился безвизового въезда в Европу для украинцев. Украинская церковь получила автокефалию при его непосредственном участии.
Но все перечисленные геополитические события проходили на фоне постоянных коррупционных скандалов, которые не отличались от интриг и махинаций предыдущих администраций.
Порошенко стал президентом всего через 3 месяца после кровавой развязки на Майдане, и все его президентство шло в условиях военных действий.
На этом фоне украинцы не могут его простить за упущения в деле борьбы с коррупцией
Они думают, что если жертв майдана и войны на востоке Украины оказалось недостаточно, чтобы режим предпринял решительные изменения, тогда скорее всего пришло время для совершенно другого.
Зеленский, конечно, человек во власти «иной», и пока нет никакого представления о том, каким президентом он будет. Скоро этот комедиант будет править большой и беспокойной страной, которая находится в состоянии войны с Россией, пытаясь найти свое новое место в мире. Очень скоро на него навалятся ожидания электората.
Все знают, что теоретически Зеленский чему-то противостоит, но каковы его реальные планы?
В качестве главного приоритета он определил борьбу с коррупцией. Похоже, что скоро начнутся оптовые перетасовки кадров в государственных ведомствах и учреждениях.
Вероятно, будет предпринята атака на иммунитет от арестов, которым пользуются депутаты парламента, судьи
и некоторые представители политического класса.
Ведутся разговоры и о неких символических жестах. Например, перенос администрации и аппарата президента из старого здания, построенного при СССР, в другое место. Наблюдатели пристрастно ждут первых назначений на политические должности. Это должно подтвердить или опровергнуть истинность его заявлений устроить в стране настоящие реформы.
Не исключено, что самым значимым испытанием для антикоррупционных заявлений Зеленского станет развитие его отношений с олигархом Коломойским. Именно его считают покровителем шоумена.
Статус звезды Зеленский наработал при опеке телеканала Коломойского 1+1. Оппоненты избранного в 2019 году президента говорят, что сам он является куклой в руках Коломойского, который через выборы свел счеты со своим врагом Порошенко. При правлении Порошенко Коломойский лишился некоторых активов, включая самый вкусный – PrivatBank.
Теперь любые улучшения в экономическом состоянии этого олигарха будут находиться под самым пристальным вниманием и всегда будут маркерами, способными уничтожить политическую картину Зеленского.
С учетом особой важности борьбы с коррупцией в деятельности Зеленского на посту президента другие сферы жизни будут привлекать меньше внимания. Отношения с Россией станут для него большим поводом для озабоченности. И хотя он и объявил, что намерен поставить точку в конфликте,
вряд ли новый глава Украины будет способен уклониться от курса на отрицание любого компромисса с Кремлем,
заложенного предшественником. Вместо этого он потребует вовлечения США и Великобритании в существующие дипломатические переговорные платформы. Это не исключает возможности подвижек в сторону заключения мира, но обуславливает продолжение боевых столкновений.
Во внешней политике Зеленский продолжит текущий геополитический курс. При этом он пообещал объявить референдум о членстве Украины в НАТО. Отношения с Россией будут находиться в глубокой заморозке — после пяти лет конфликта и взаимных обвинений оснований для примирения становится все меньше.
С 1991 года украинское общество находится в состоянии раскола в отношении национальной идентичности. Зеленский, позиционирующий себя как унифицирующую политическую персону, должен будет применить всю свою пластику и умение держать театральные паузы, чтобы оставаться вне этого раскола. Очевидно, он не считает русскоязычных украинцев врагами, но также очевидно, что он не будет наделять русский язык особым статусом.
Вряд ли Зеленский станет «прокачивать» тему «героев сопротивления и фашизму, и москализму». Скорее всего, он начнет активную прокачку героев Украины сегодняшней. Может быть появится более расслабленное отношение к русскоязычному контенту в эфире украинских СМИ и в украинском секторе киберпространства. За исключением случаев, когда Россия и Украина будут обвинять друг друга в ведении информационных войн.
Кого-то показное отчуждение Зеленского от дискуссий на тему национальной идентичности может настроить против. Но думается, что
он наработает себе больше популярности, если уведет страну в сторону от интенсивного процесса построения новой нации
и сосредоточится на вопросах «хлеба и сала». Победа Зеленского – это блестящий образчик популизма, нацеленного против истеблишмента.
Жажда перемен побудила украинцев выбрать кого угодно, но только не нового «президента войны и коррупции». Эта же жажда поглотит и Зеленского, если тот не выполнит свои обещания перед народом.