Почти все смотрят «Игру» и почти все в шоке от пятой серии. Но сериал — это выдумка, а разрушение городов — реальность. О которой мы нынче и поговорим.
Город Сыганак (и да, он находился на территории нынешнего Казахстана) в своем регионе являл собой центр политических и торговых игр. Кыпчаки, ханы Белой Орды выбирали его своей ставкой, а в XV-XVI веках город дважды был столицей Казахского ханства. Впрочем, вы наверняка это помните по школьной программе.
Почему город был так важен? Сыганак в то время контролировал основной поток товаров, который шел из Китая в страны Ближнего Востока, Центральной Азии и обратно. В Сыганаке правили ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжа, Урус-хан, Тохтамыш.
Тут же был и монетный двор. Но затем город поглотила буря, имя которой Чингисхан. За отказ сдаться войскам Сыганак сравняли с землей. Правда, затем восстановили.
Не смогли его уничтожить через полтора века ни войска Тамерлана, ни другие завоеватели. Сыганак как феникс вновь возрождался из пепла.
Окончательная смерть для города наступила лишь к середине XIX столетия из-за постоянных войн и общего упадка экономики региона.
Город «неверных» на территории современного Кыргызстана. В эпоху распространения несторианского христианства здесь проживали лишь христиане. Когда на него напало войско Тимура, жители сопротивлялись 40 дней.
Но город все-таки пал и был сравнен с землей.
Кстати, по мнению археологов, крупное христианское поселение Тарсакент было расположено на территории современного Бишкека.
Древний город восточных тюрков, существовал с IX по XIV вв. (правда, по некоторым данным, с середины VIII в.).
Своего расцвета город достиг во время правления Караханидов (955-1130 гг.). Вплоть до прихода каракитаев город, известный также как Куз Орду, был столицей, а потом одним из ключевых городов Караханидского государства.
Именно здесь жил и творил великий ученый Жусуп Баласагуни.
В 1219 году Баласагун был захвачен монголами и переименован в Гобалык, что в переводе означает «Хороший город». А в XIV веке, как предполагают некоторые ученые, после эпидемии чумы город перестал существовать.
Башня Бурана, несколько балбалов, да и руины несторианских и мусульманских мавзолеев, это все, что сегодня осталось от легендарной столицы Караханидского царства.
Этот древний город стоял на берегу реки Мургаб в юго-восточной части нынешнего Туркменистана. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков.
В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области.
В III веке в городе появились первые христиане и сформировалась могущественная Мервская митрополия. После арабского завоевания Средней Азии в VII веке город обрел вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток.
При Аббасидах Мерв стал одним из главных центров арабской книжной учености, обладавший десятью библиотеками. Расцвет начался при правлении династии Саманидов, а пика достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал город столицей государства Сельджукидов.
В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада.
Город продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах. Хорезмшах Атсыз воспользовавшийся поражением Санджара в битве с каракитаями при Самарканде, зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв.
В 1221 году он был разрушен монголами, пока не возродился в XV веке, когда Тимуриды, наконец, привели в порядок его сооружения. Однако город уже не смог достичь былого величия и со временем поселение было перенесено на место современного города Мары.
Пайкенд был расположен в 40 км от современной Бухары. Первое поселение на месте Пайкенда возникло еще в III веке до нашей эры.
Позже в северо-восточном углу была построена квадратная цитадель. Город состоял из двух частей: цитадели и шахристана. В цитадели находилась резиденция правителя и его дворец, а также святилище огня. В раннем средневековье Пайкенд вместе с Самаркандом стали торговыми центрами Средней Азии.
Фирдоуси в своей поэме «Шах-Наме» сообщает, что Кей-Хосров построил в Пайкенде Храм огня, где была записана священная книга зороастрийцев Авеста.
В начале IX века жизнь в некогда крупной и оживленном городе замерла. Причина была банальной – в городе не было воды. В XII века Арслан-хан предпринял неудачную попытку привести туда воду из канала Зеравшан, но пески были сильнее и быстрее людей…