Возможно, несколько укрепятся связи с Западом — это продиктовано потребностью в технологиях и инвестициях.
Когда ЕАЭС только создавался, Россия предполагала включить в договор ряд политических моментов — от общего гражданства до общего парламента. Но Астана и Минск настояли на исключительно экономическом характере новой организации. И в дальнейшем российско-казахстанские отношения тоже будут строиться с учетом нашего мнения и потребностей, считает политолог Александр Воробьев (Москва). Об этом эксперт заявил на круглом столе «Возможности российско-казахстанского диалога в современных реалиях». Организовали встречу Центр «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан), Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» (г. Саратов) и Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (г. Новосибирск).
Окончание, читайте также первую часть.
Александр Воробьев попытался спрогнозировать сценарии дальнейшего развития российско-казахстанских отношений. Но сначала сформулировал три, на его взгляд, главных тезиса о переходном периоде в Казахстане.
Первый. В Казахстане подготовлен хороший задел для успешного завершения переходного периода. Например, сам процесс передачи власти вполне управляем.
— Ситуация не развивалась так, как в соседнем Узбекистане, где переход был незапланированным и привел к последствиям, которых не ждали, — сказал Воробьев.
Второй. Всех рисков избежать нельзя. К новой реальности нужно привыкать и элитам, и обществу, и соседям.
Третий. На переходном этапе есть два основных риска.
Первый – это чрезмерное обострение внутриполитической борьбы между элитами, группами влияния. Хотя политолог оговорился, что
«нельзя любую внутриполитическую борьбу считать кризисом или неуспехом»
— Если эта борьба останется в определенных рамках, то может даже поспособствовать большей зрелости политической системы и укреплению ее устойчивости, — сказал он.
Кроме конкуренции, есть предпосылки и для кооперации разных групп влияния
— Представленные в политической системе группы заинтересованы, чтобы система сохранилась и была стабильной. Это говорит в пользу того, что им нужно будет договариваться, — сказал Воробьев.
Дополнительный положительный фактор — заинтересованность России и Китая (ближайших соседей) в стабильности нашей страны.
— Они по своим каналам будут стремиться к тому, чтобы переходный период для Казахстана прошел стабильно, — считает политолог.
В качестве второго риска эксперт упомянул процессы в обществе, точнее —
возможность конфликтов, которую нужно устранить сразу
— Это процессы социально-экономические, национально-демографические и идейно-политические. Есть разные группы, и очень важно, чтобы в обществе не возникало конфликтов и протестов, поэтому с ними нужно работать, своевременно устранять противоречия и решать проблемы, — заявил он.
Эксперт считает, что власти понимают важность работы с обществом и пытаются с ним работать.
Далее Воробьев перешел к внешней политике, где сейчас основной вопрос — каковой она будет в целом и на российском направлении в частности? Эксперт считает, что
есть доводы как в пользу неких изменений, так и в пользу преемственности курса
— С одной стороны, приход новых людей, новой команды означает значительные перемены. Также мы знаем, что во многих постсоветских странах высока степень персонификации власти – это и Россия (Ельцин и Путин), и Узбекистан (Каримов и Мирзиёев). Но помимо этого есть и факторы, которые должны обеспечить преемственность внешней политики Казахстана, — сказал он.
Первый фактор:
внешняя политика обуславливается в большей степени потребностями государства в экономике и безопасности,
а не фигурой лидера. А эти потребности для нас не изменились — по крайней мере, сильно.
Сахарный конфликт Казахстана и России возник из-за «пробуксовки» всего ЕАЭС — эксперты
Второй момент: внешняя политика — это отражение коллективной воли элит страны. Интересы элит в России, Евросоюзе, США и Китае сохраняются в прежнем виде.
— Я также хотел бы особо отметить, что в Казахстане, в отличие от ряда стран постсоветского пространства, есть внешнеполитический консенсус, который разделяет большая часть элит и общества, — добавил Воробьев.
Ключевые принципы его таковы:
— Эти основы были заложены первым президентом Казахстана и за более чем четверть века продемонстрировали свою эффективность и полезность как для самого Казахстана, так и для его соседей. На мой взгляд,
этот внешнеполитический консенсус должен в общих чертах сохраниться,
— сказал политолог.
Крайне важны отношения как с Россией, так и с ЕС (куда экспортируется большая часть казахстанской нефти), и с США. Эксперт упомянул и о китайской инициативе «Один пояс – один путь» и сопутствующих инвестициях в нашу экономику.
Выход Казахстана из ЕАЭС: миф или реальность? — эксперты
— В рамках этого внешнеполитического консенсуса, который в целом, как я думаю, сохранится, вполне возможны подвижки. И вполне возможно укрепление интенсивности связей Казахстана c США и ЕС.
Это будет обусловлено экономическими потребностями, потребностями в инвестициях и технологиях,
— добавил политолог.
Отношения с Китаем будут крепнуть и далее, но Воробьев не исключает, что «Один пояс» несколько утратит внимание и финансирование китайских властей.
Китайская инициатива как противовес американским санкциям
— Это связано с определенными трудностями экономического характера, которые испытывает сейчас Китай. Кроме того, многие считают инициативу слишком затратной. Китайские власти могут задаваться вопросом, насколько эффективно эти ресурсы используются, — пояснил Воробьев.
Поэтому возможно, что сотрудничество в рамках инициативы «Одного пояса – одного пути» несколько замедлится,
а это может повлиять на характер казахстанско-китайских отношений в целом.
— Не думаю, что развитие отношений с Западом и Китаем будет происходить за счет ухудшения отношений с Россией. Во-первых, российско-казахстанские отношения носят глубокий комплексный характер, охватывая самые разные сферы. У нас протяженная граница, есть приграничное сотрудничество. Российско-казахстанские отношения похожи на айсберг, подводная часть которого весьма мощна, а следовательно устойчива, — считает он.
Во-вторых, это охлаждение не будет выгодно ни России, ни Казахстану
— На мой взгляд, российско-казахстанские отношения выстраивались с учетом потребностей Казахстана. Например, в договор о ЕАЭС Россия хотела включить политические моменты: общее гражданство, общие границы, общий парламент. Но Беларусь и Казахстан настояли, чтобы союз носил исключительно экономический характер. Москва учла мнение союзников, и ЕАЭС стал таким, какой он есть, — напомнил Воробьев.