Как развивается сотрудничество Китая со странами Центральной Азии? Может ли инициатива «Один пояс – один путь» противостоять американским санкциям и торговым ограничениям? Расскажет ведущий научный сотрудник Института востоковедения Комитета науки МОН РК Еркин Байдаров.
Одной из наиболее масштабных тенденций в региональной геополитике является рост роли Китая в Центральной Азии. По большей части Пекин действует с помощью инициативы «Один пояс – один путь».
Проект позволяет странам региона привлекать инвестиции, а Поднебесной – расширять свое экономическое влияние
Однако если Центральная Азия хочет китайского присутствия на новом уровне, ей сначала необходимо усовершенствовать экономическую политику в странах региона, считает эксперт.
— По мнению посла КНР в Казахстане Чжан Сяо, инициатива «Один пояс – один путь» уже стала противовесом торговым ограничениям и санкционной политике. Как вы оцениваете его заявление? Так ли это в действительности?
— Выступление китайского посла осенью 2018 перед казахстанским экспертным сообществом фактически стало его первым выходом «в свет». Только за две недели своего пребывания в Казахстане в республиканских СМИ были опубликованы две его статьи. К тому же, Чжан Сяо является опытным дипломатом и хорошо знает регион. Так, будучи послом в Узбекистане (2011-2013 гг.), он приобрел авторитет и уважение. При этом он отлично владеет русским языком.
В своем выступлении Чжан Сяо действительно отметил, что инициатива «Один пояс — один путь» уже стала противовесом торговым ограничениям и санкционной политике.
Турбулентность и непредсказуемость политической и экономической ситуации в глобальном масштабе заставляет многие страны пересматривать свои взгляды на происходящие вокруг процессы. В этой ситуации
реализация китайской инициативы открывает новые возможности для стран вдоль «пояса и пути»
Политика силы, протекционизм и т. д. лишь ухудшают внешнеэкономическую конъюнктуру глобального мирового развития. В качестве примера посол привел девальвацию национальных валют, что, естественно, ведет к росту цен.
Например, в конце октября 2018 в Стамбуле планировалось проведение Международного симпозиума стран Черноморского и Каспийского регионов. Однако резкий скачок цен привел к его отмене на неопределенный срок.
Китайская инициатива «пояса и пути» прежде всего предлагает экономическое сотрудничество. К тому же, она открыта для всех стран и проповедует 5 основных принципов:
Как мы видим, преимуществ у инициативы более чем достаточно. Принимать в ней участие или нет, каждая страна, естественно, решает сама.
— Как продвигается сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс — один путь»?
— На первом международном экономическом форуме «Один пояс — один путь» в мае 2017 в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что дух Великого шелкового пути – это ценнейшее наследие человеческой цивилизации. Оно содержит в себе такие понятия, как мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность, взаимное обучение, взаимная выгода и всеобщий выигрыш.
Эти слова китайского лидера вовсе не случайны, так как концепция «пояса и пути» переняла наследие Великого Шелкового пути и в ее основе лежат все вышеперечисленные принципы.
Для Казахстана и стран региона «Один пояс — один путь» – это своего рода возрождение исторического наследия прошлых эпох,
когда Великий Шелковый путь служил интегратором и медиатором различного рода взаимоотношений, цивилизационного диалога и обмена культурными инновациями, определившими дальнейшее развитие не только евразийской, но и всей мировой цивилизации.
«Один пояс — один путь» – это не только транзитно-транспортный проект для целого ряда государств. Он также включает в себя развитие инфраструктуры, индустрии, торговли и сферы услуг.
— Что дает сотрудничество с Китаем в рамках «пояса и пути» Казахстану?
— Участие Казахстана в проекте «Экономического пояса Шелкового пути» отвечает актуальным приоритетам экономического развития страны с целью сохранения экономической самостоятельности за счет синергии двух проектов, в которых Казахстан участвует на основе принципов многовекторности.
С другой стороны, это
отвечает задаче вхождения в группу наиболее развитых стран мира,
имея в виду возможность более тесного взаимодействия с динамично растущей китайской экономикой.
Китай для Казахстана стал одним из важнейших торгово-экономических партнеров. Сейчас КНР входит в пятерку крупнейших импортеров казахстанской продукции.
В 2017 объемы двусторонней торговли достигли $10,5 млрд, увеличившись по сравнению с прошлым периодом на 32,6%. Однако товарооборот между странами качается из стороны в сторону.
Например, в 2010 товарооборот между Китаем и Казахстаном впервые превысил $20 млрд. В 2013 объем торговли Китая с Казахстаном составил $28,6 млрд. Тогда же было объявлено, что при сохранении такой тенденции роста торговый оборот Китая с Казахстаном в 2015 достигнет $40 млрд. Однако с тех пор объемы торговли резко пошли вниз. Разбираться в причинах этого оставим экономистам.
— Как китайская инициатива может повлиять на остальные страны региона?
— ОПОП имеет особое значение и для других государств Центральной Азии в силу не только географической близости региона к Поднебесной, но и тесных экономических связей с Пекином.
Делая ставку на уникальное геополитическое положение Центральной Азии, а также ее историческую роль в торговом маршруте Великого Шелкового пути,
республики региона пытаются использовать китайские инвестиции для решения своих инфраструктурных проблем
и намерены «встроить» национальные стратегии развития в общую канву глобального китайского проекта.
Согласно заявлениям китайской стороны, общий ежегодный товарооборот Китая со странами Центральной Азии за 25 лет (1992-2017) вырос в 60 раз – с почти $500 млн до $30 млрд (а в 2013 составил более $40 млрд).
Кроме того, Китай инвестирует в железнодорожные и автомобильные дороги, а также в энергетический сектор, где ключевыми являются нефтегазовые сферы Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
— По каким причинам государства Центральной Азии стремятся стать частью проекта «пояса и пути»?
— Инвестиции Китая остаются значимым источником финансирования проектов в Узбекистане.
Общий объем накопленных инвестиций со стороны КНР достигает почти $8 млрд
Основные мотивы участия Кыргызстана в проекте лежат в плоскости развития собственной инфраструктуры за счет китайских инвестиций. Особое значение кыргызская сторона придает строительству автомобильной дороги «Север-Юг» и железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Руководством страны обозначена важность создания совместных высокотехнологичных производств, свободных экономических зон и технологических парков.
Две другие страны Центральной Азии – Таджикистан и Туркменистан – также вовлечены в проекты, реализуемые в рамках «пояса и пути». Так, по привлечению предпринимательского капитала в таджикскую экономику Китай является крупнейшим инвестором. При этом работа по стимулированию процесса привлечения китайских компаний в Таджикистан сохраняет благоприятный инвестиционный климат.
В 2017 китайская инвестиционная корпорация по международному экономическому сотрудничеству и группа «Шанхай хайчэн» подписали договор о расширении китайско-таджикского индустриального парка. Это самый масштабный двусторонний проект между Китаем и Таджикистаном.
Туркменистан, в свою очередь, остается одним из важнейших поставщиков энергоресурсов в Поднебесную
Для обеспечения импорта туркменского газа Китай еще в 2009 выделил средства на обустройство группы газовых месторождений Галканыш, а также обеспечил строительство трех ниток газопровода для транспортировки туркменского газа в западные регионы Китая.
Как мы видим, глобальные инициативы Китая находят отклик у республик Центральной Азии. Пекин заинтересован в инвестировании и расширении экономического влияния, а страны региона нуждаются во внешних капиталовложениях и развитии собственной инфраструктуры.
Взаимная заинтересованность диктует высокую динамику сотрудничества республик Центральной Азии и Поднебесной.
— Что вы можете сказать о торговом сотрудничестве Пекина и центральноазиатских государств?
— За 5 лет непрерывного упрощения и устранения препятствий в торговле Китай вместе со странами ЦА всеми силами постоянно улучшал условия для предпринимательской деятельности. Так, для Казахстана и стран Центральной Азии время таможенного досмотра сельскохозяйственной продукции сократилось на 90%. Таким образом, инициатива «пояса и пути» отвечает тенденциям эпохи, законам развития, соответствует интересам стран Центральной Азии и имеет широкие перспективы.
Естественно, есть определенные трудности, а также определенные вопросы к инициатору проекта. Пятилетний путь пройден. Наступает новая «пятилетка», которая, бесспорно, откроет новые перспективы сотрудничества не только в сфере экономического взаимодействия, но и в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения, что окажет дальнейшее содействие реализации проектов, дающих конкретную выгоду всем.
В то же время, в условиях, когда Пекин активизировал реализацию своей инициативы в Центральной Азии, нужно понимать, что
новое качество присутствия Китая в регионе потребует от государств ЦА совершенствования экономической политики
Это неизбежно. В данном контексте странам Центральной Азии целесообразно выработать единую стратегию экономического развития, нацеленную на реализацию экономической кооперации региона, ибо от этого во многом зависит его будущее.