18+
Астана
Сейчас
-10
Завтра
-12
USD
375.9
-2.61
EUR
426.65
-1.82
RUB
5.82
+0.02

Китайская инициатива как противовес американским санкциям

1605

Как развивается сотрудничество Китая со странами Центральной Азии? Может ли инициатива «Один пояс – один путь» противостоять американским санкциям и торговым ограничениям? Расскажет ведущий научный сотрудник Института востоковедения Комитета науки МОН РК Еркин Байдаров.

weforex.su

Одной из наиболее масштабных тенденций в региональной геополитике является рост роли Китая в Центральной Азии. По большей части Пекин действует с помощью инициативы «Один пояс – один путь».

Проект позволяет странам региона привлекать инвестиции, а Поднебесной – расширять свое экономическое влияние

Однако если Центральная Азия хочет китайского присутствия на новом уровне, ей сначала необходимо усовершенствовать экономическую политику в странах региона, считает эксперт.

Преимущества проекта

— По мнению посла КНР в Казахстане Чжан Сяо, инициатива «Один пояс – один путь» уже стала противовесом торговым ограничениям и санкционной политике. Как вы оцениваете его заявление? Так ли это в действительности?

— Выступление китайского посла осенью 2018 перед казахстанским экспертным сообществом фактически стало его первым выходом «в свет». Только за две недели своего пребывания в Казахстане в республиканских СМИ были опубликованы две его статьи. К тому же, Чжан Сяо является опытным дипломатом и хорошо знает регион. Так, будучи послом в Узбекистане (2011-2013 гг.), он приобрел авторитет и уважение. При этом он отлично владеет русским языком.

В своем выступлении Чжан Сяо действительно отметил, что инициатива «Один пояс — один путь» уже стала противовесом торговым ограничениям и санкционной политике.

Турбулентность и непредсказуемость политической и экономической ситуации в глобальном масштабе заставляет многие страны пересматривать свои взгляды на происходящие вокруг процессы. В этой ситуации

реализация китайской инициативы открывает новые возможности для стран вдоль «пояса и пути»

Политика силы, протекционизм и т. д. лишь ухудшают внешнеэкономическую конъюнктуру глобального мирового развития. В качестве примера посол привел девальвацию национальных валют, что, естественно, ведет к росту цен.

Например, в конце октября 2018 в Стамбуле планировалось проведение Международного симпозиума стран Черноморского и Каспийского регионов. Однако резкий скачок цен привел к его отмене на неопределенный срок.

Китайская инициатива «пояса и пути» прежде всего предлагает экономическое сотрудничество. К тому же, она открыта для всех стран и проповедует 5 основных принципов:

  1. политическое сближение,
  2. инфраструктурные связи,
  3. свободная торговля,
  4. циркуляция капиталов,
  5. сближение народов.

Как мы видим, преимуществ у инициативы более чем достаточно. Принимать в ней участие или нет, каждая страна, естественно, решает сама.

Значение инициативы для региона

— Как продвигается сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс — один путь»?

— На первом международном экономическом форуме «Один пояс — один путь» в мае 2017 в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что дух Великого шелкового пути – это ценнейшее наследие человеческой цивилизации. Оно содержит в себе такие понятия, как мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность, взаимное обучение, взаимная выгода и всеобщий выигрыш.

Эти слова китайского лидера вовсе не случайны, так как концепция «пояса и пути» переняла наследие Великого Шелкового пути и в ее основе лежат все вышеперечисленные принципы.

Для Казахстана и стран региона «Один пояс — один путь» – это своего рода возрождение исторического наследия прошлых эпох,

когда Великий Шелковый путь служил интегратором и медиатором различного рода взаимоотношений, цивилизационного диалога и обмена культурными инновациями, определившими дальнейшее развитие не только евразийской, но и всей мировой цивилизации.

«Один пояс — один путь» – это не только транзитно-транспортный проект для целого ряда государств. Он также включает в себя развитие инфраструктуры, индустрии, торговли и сферы услуг.

Нестабильный товарооборот

— Что дает сотрудничество с Китаем в рамках «пояса и пути» Казахстану?

— Участие Казахстана в проекте «Экономического пояса Шелкового пути» отвечает актуальным приоритетам экономического развития страны с целью сохранения экономической самостоятельности за счет синергии двух проектов, в которых Казахстан участвует на основе принципов многовекторности.

С другой стороны, это

отвечает задаче вхождения в группу наиболее развитых стран мира,

имея в виду возможность более тесного взаимодействия с динамично растущей китайской экономикой.

Китай для Казахстана стал одним из важнейших торгово-экономических партнеров. Сейчас КНР входит в пятерку крупнейших импортеров казахстанской продукции.

В 2017 объемы двусторонней торговли достигли $10,5 млрд, увеличившись по сравнению с прошлым периодом на 32,6%. Однако товарооборот между странами качается из стороны в сторону.

Например, в 2010 товарооборот между Китаем и Казахстаном впервые превысил $20 млрд. В 2013 объем торговли Китая с Казахстаном составил $28,6 млрд. Тогда же было объявлено, что при сохранении такой тенденции роста торговый оборот Китая с Казахстаном в 2015 достигнет $40 млрд. Однако с тех пор объемы торговли резко пошли вниз. Разбираться в причинах этого оставим экономистам.

Решение инфраструктурных проблем

— Как китайская инициатива может повлиять на остальные страны региона?

— ОПОП имеет особое значение и для других государств Центральной Азии в силу не только географической близости региона к Поднебесной, но и тесных экономических связей с Пекином.

Делая ставку на уникальное геополитическое положение Центральной Азии, а также ее историческую роль в торговом маршруте Великого Шелкового пути,

республики региона пытаются использовать китайские инвестиции для решения своих инфраструктурных проблем

и намерены «встроить» национальные стратегии развития в общую канву глобального китайского проекта.

Согласно заявлениям китайской стороны, общий ежегодный товарооборот Китая со странами Центральной Азии за 25 лет (1992-2017) вырос в 60 раз – с почти $500 млн до $30 млрд (а в 2013 составил более $40 млрд).

Кроме того, Китай инвестирует в железнодорожные и автомобильные дороги, а также в энергетический сектор, где ключевыми являются нефтегазовые сферы Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

Взаимная заинтересованность

— По каким причинам государства Центральной Азии стремятся стать частью проекта «пояса и пути»?

— Инвестиции Китая остаются значимым источником финансирования проектов в Узбекистане.

Общий объем накопленных инвестиций со стороны КНР достигает почти $8 млрд

Основные мотивы участия Кыргызстана в проекте лежат в плоскости развития собственной инфраструктуры за счет китайских инвестиций. Особое значение кыргызская сторона придает строительству автомобильной дороги «Север-Юг» и железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Руководством страны обозначена важность создания совместных высокотехнологичных производств, свободных экономических зон и технологических парков.

Две другие страны Центральной Азии – Таджикистан и Туркменистан – также вовлечены в проекты, реализуемые в рамках «пояса и пути». Так, по привлечению предпринимательского капитала в таджикскую экономику Китай является крупнейшим инвестором. При этом работа по стимулированию процесса привлечения китайских компаний в Таджикистан сохраняет благоприятный инвестиционный климат.

В 2017 китайская инвестиционная корпорация по международному экономическому сотрудничеству и группа «Шанхай хайчэн» подписали договор о расширении китайско-таджикского индустриального парка. Это самый масштабный двусторонний проект между Китаем и Таджикистаном.

Туркменистан, в свою очередь, остается одним из важнейших поставщиков энергоресурсов в Поднебесную

Для обеспечения импорта туркменского газа Китай еще в 2009 выделил средства на обустройство группы газовых месторождений Галканыш, а также обеспечил строительство трех ниток газопровода для транспортировки туркменского газа в западные регионы Китая.

Как мы видим, глобальные инициативы Китая находят отклик у республик Центральной Азии. Пекин заинтересован в инвестировании и расширении экономического влияния, а страны региона нуждаются во внешних капиталовложениях и развитии собственной инфраструктуры.

Взаимная заинтересованность диктует высокую динамику сотрудничества республик Центральной Азии и Поднебесной.

Нужно совершенствовать экономику

— Что вы можете сказать о торговом сотрудничестве Пекина и центральноазиатских государств?

— За 5 лет непрерывного упрощения и устранения препятствий в торговле Китай вместе со странами ЦА всеми силами постоянно улучшал условия для предпринимательской деятельности. Так, для Казахстана и стран Центральной Азии время таможенного досмотра сельскохозяйственной продукции сократилось на 90%. Таким образом, инициатива «пояса и пути» отвечает тенденциям эпохи, законам развития, соответствует интересам стран Центральной Азии и имеет широкие перспективы.

Естественно, есть определенные трудности, а также определенные вопросы к инициатору проекта. Пятилетний путь пройден. Наступает новая «пятилетка», которая, бесспорно, откроет новые перспективы сотрудничества не только в сфере экономического взаимодействия, но и в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения, что окажет дальнейшее содействие реализации проектов, дающих конкретную выгоду всем.

В то же время, в условиях, когда Пекин активизировал реализацию своей инициативы в Центральной Азии, нужно понимать, что

новое качество присутствия Китая в регионе потребует от государств ЦА совершенствования экономической политики

Это неизбежно. В данном контексте странам Центральной Азии целесообразно выработать единую стратегию экономического развития, нацеленную на реализацию экономической кооперации региона, ибо от этого во многом зависит его будущее.