ТОО «Казахойл Актобе» и ТОО «НарГазИнжиниринг» провели сделку с оборудованием. В результате в нацкомпании не досчитались крупной суммы.
Еще в 2005 году «Казахойл Актобе» начали реализацию передовой программы утилизации газа. В 2006 году планировалось построить установку подготовки топливного газа с высокой производительностью. Тогда же был заключен договор о строительстве на сумму свыше 2 млрд тенге.
Вскоре руководство «Казахойл Актобе» резко изменило свою позицию. Вдруг реализация этого проекта показалась ему нецелесообразной — оборудование оказалось маломощным.
Было размещено объявление о продаже установки. Откликнулось единственное ТОО «НарГазИнжиниринг».
В присутствии одного из топ-менеджеров КМГ Сисенгали Утегалиева в июне 2009 года было принято решение о продаже оборудования единственному желающему
За ту же цену, что и приобреталось. Полный расчет за него был определен в 2017 году несколькими траншами.
В течение 120 дней с момента сделки покупатель был обязан вывезти оборудование. Причем существует акт приема-передачи газовых установок на сумму свыше 800 млн тенге. Остальное оборудование по-прежнему лежит на территории продавца и уже давно списано с его баланса.
Что же покупатель? ТОО «НарГазИнжиниринг» заплатило по договору 470 млн тенге. И осталось должно еще 408 млн тенге. Претензионная переписка между участниками сделки показала — покупатель собирается до конца исполнить свои обязательства.
Вскоре «НарГазИнжиниринг» попало под банкротство с кредиторской задолженностью в 2,6 млрд тенге
По всем бумагам на балансе предприятия числилось газовое оборудование стоимостью свыше 500 млн тенге. Оценочная компания назвала совсем другую цифру — 75,7 млн тенге.
Все имущество банкрота передано другому кредитору, а ТОО «Казахойл Актобе» «осталось с носом». Велась переписка с банкротным управляющим о включении компании в реестр требований кредиторов. Но был получен отказ — документов оказалось недостаточно. В самом ТОО «Казахойл Актобе» говорили, будто банкротный управляющий был неуловим и не отвечал на звонки.
Разбирательство Генеральной прокуратуры показало, что ущерб в 408 млн тенге спровоцирован действиями должностных лиц ТОО «Казахойл Актобе»
Именно они заволокитили претензионную работу. Таким образом, само первичное решение о приобретении оборудования, оказавшегося невостребованным, признано нерациональным. Из 2 млрд тенге этой сделки итоговый убыток дочки «КМГ» составил 1,6 млрд тенге.
Факт этой нерациональной растраты денег не вошел в аудиторский отчет, подготовленный в КМГ. Акционеры нацкомпании — фонд «Самрук-Казына» и Нацбанк — следовательно, не знали об этой истории.
После всех разборок и рекомендаций Генпрокуратуры, данных летом 2018 года,
департамент госдоходов Актюбинской области начал расследование уголовного дела по статье «растрата имущества»
Вскоре его по непонятным причинам прекратили.
30 ноября 2018 года прокуратура Актюбинской области возобновила следствие. Оно продолжается до сих пор.