На самом деле наше мнение не такое уж и самостоятельное.
Общественное мнение не появляется само по себе – его делают при помощи разных политтехнологий. Некоторые технологии предусматривают использование как интернета (в частности социальных сетей), так и классических масс-медиа.
Это характерно для всего мира, но у Казахстана есть своя специфика
Об этом говорится в работе «Роль общественного мнения в эффективном государственном управлении» (авторы — Гульсара Джунусбекова и Айсулу Абенова, опубликовано на официальном сайте КИСИ).
Роль общественного мнения в политике растет с каждым годом, равно как и его влияние на процессы. Одновременно усилилось внимание к общественному мнению со стороны политиков. Его не только изучают, но и формируют в нужном направлении.
Один из источников общественного мнения — средства массовой коммуникации
— Они порождают так называемый новый формат или «дух» времени, т. е. понятие, служащее для обозначения тематики общественного мнения, которая сохраняется в течение длительного времени. То, что непосредственно влияет на установки и поведение индивида, — пишут авторы.
Казахстанцы предпочитают развлекательные соцсети — исследование
В частности разговор идет об интернете и социальных сетях. Их роль широко изучена по разным направлениям, но политиков должны интересовать предпочтения общества. Кроме того, здесь можно оценивать степень удовлетворенности граждан и получать отзывы о своей деятельности.
Вместе с тем интересы различных политических сил часто не совпадают, тогда
они стремятся привлечь на свою сторону общественное мнение, применяя при этом различные политические технологии
— Алгоритмы технологий формирования общественного мнения универсальны и подходят для использования любым субъектом в различных ситуациях, — отмечают исследователи.
Особую роль здесь играют масс-медиа и интернет, который
одновременно и канал выражения общественного мнения, и основной инструмент его формирования
Причиной тому широкая аудитория и скорость передачи информации. В мировой практике интернет (в частности соцсети) постепенно теснит конкурентов, главным образом в силу своей доступности.
https://365info.kz/2018/07/sotsialnye-seti-zarodysh-novogo-grazhdanskogo-obshhestva-satpaev
— С момента всеобщего доступа к интернету
большинство населения в Казахстане уже не интересуются телевизионными событиями,
а информацию берут из информационного потока глобальной сети (Facebook, Twitter, LinkedIn, Instagram, ВКонтакте и др.), — утверждают исследователи.
Уровень компьютерной грамотности населения Казахстана — 76,2%
В самой популярной у нас сети «ВКонтакте» зарегистрировано 2 млн активных пользователей, в Instagram 1,5 млн. Эти люди как минимум пишут один пост в день.
В Facebook зарегистрировано 2,5 млн казахстанцев, но активных пользователей только 390 тыс.
— При этом доступ к интернету имеют свыше 14 млн наших граждан. По данным международного инструмента анализа веб-трафика StatCounter, из 18 млн населения реально соцсетями пользуются только порядка 4 млн. Если анализировать отдельно активных пользователей, которые пишут посты и оставляют комментарии, входят в различные группы, таких пользователей чуть более 3 млн, — отмечается в работе.
В мире число интернет-пользователей в 2018 году превысило 4 млрд человек, а аудитория соцсетей – чуть более 3 млрд. Оба показателя выросли по сравнению с предыдущими годами.
Особо авторы отмечают, что при сравнении соцсетей следует обращать внимание не на зарегистрированные аккаунты, а именно на число активных пользователей.
Однако в целом в Казахстане все-таки популярнее классические масс-медиа, хотя интернет-аудитория продолжает увеличиваться. Многие совмещают источники информации.
По состоянию на декабрь 2018 г. зарегистрировано 3 311 действующих СМИ. Из них:
По данным Центра социальных и политических исследований «Стратегия», из интернета о событиях в стране узнают 26% казахстанцев.
При этом телеканалы постоянно смотрит 63% населения, пользуются социальными сетями 34%, читают печатные версии газет 43%.
Уровень доверия населения к СМИ:
При этом публикации или сюжеты из СМИ (особенно авторитетных) в основном принимаются за непреложную истину.
— У органов государственного управления возрастает потребность в формировании компетентного общественного мнения. А это, в свою очередь, диктует необходимость всестороннего анализа механизмов управления общественным мнением. И здесь большую роль играют именно средства массовой информации и социальные сети, — утверждают исследователи.
Говоря о роли соцсетей, авторы ссылаются на мнение главы интернет-ассоциации Казахстана Шавката Сабирова.
Он заявил, что «гиганты интернета (например, Facebook или Twitter) начали борьбу с новостными лентами и отбирают по своему усмотрению, что и как показывать». То есть сами принялись формировать информационное пространство для аудитории. Всего несколько лет назад ситуация была совершенно другой – те же гиганты «стояли на страже интересов пользователей и были заинтересованы в независимости».
Также авторы упомянули так называемые «информационные шумы». Под их влиянием информация либо искажается, либо изначально запускается в таком виде.
Продолжение следует