По территории питомника должна была пройти трасса районного значения. После затяжных «боев» и вмешательства СМИ ученым удалось спасти сад, где хранится генофонд казахстанских яблок.
Минсельхоз и акимат Алматинской области наконец договорились изменить проект строительства районной трассы в обход уникального сада. Об этом сообщил генеральный директор Казахского НИИ плодоовощеводства Серик Садыков.
— От нас было письмо в Министерство сельского хозяйства, состоялись встречи с районными властями и руководством области, проведены переговоры.
После чего
было решено, что дорога будет проходить без серьезного ущерба нашему яблоневому и грушевому генофонду
— по неудобице и оврагам.
— Когда ее начнут строить?
— Сложно сказать. Еще даже не оценивали землю для ее изъятия под госнужды. Так что, думаю, может даже и не в этом году. Главное, что достигнуты конкретные договоренности, которые устраивают все стороны. Мы ведь делаем общее дело.
Чиновники против генофонда Казахстана: «Снести уникальный сад ради строительства дороги»
Противостояние между чиновниками и учеными началось в ноябре 2018 года. Из акимата Талгарского района ученым пришло уведомление о принудительном изъятии 2,4 га земли под строительство автодороги «Бирлик-Акбулак». Закипели переговоры. Руководство и работники института были категорически против прокладывания дороги посреди сада. Ведь
это привело бы к безвозвратной гибели всего грушевого генофонда страны из 125 сортов и части апортового
В статье «Чиновники против генофонда Казахстана: «Снести уникальный сад ради строительства дороги» работники НИИ рассказали, что пару лет назад власти района уже оттяпали под ту же самую дорогу 5 гектаров сада. Но ее так и не достроили — трасса уперлась в городище Талхиз, объявленное наследием ЮНЕСКО. Проект был пересмотрен. Не в пользу питомника. Часть его планировали снести, а другая погибла бы сама собой из-за неизбежного нарушения оросительной системы.
Снос яблоневого питомника в Талгаре: чиновники уходят от ответов
Редакция медиапортала 365info обзвонила всех ответственных чиновников района и области с главным вопросом: «Нельзя ли решать транспортные проблемы без ущерба для науки?».
Но они остались непреклонны — проекту строительства дороги «Бирлик-Акбулак» быть в первозданном виде. То есть по центру питомника
Заместитель руководителя управления земельных отношений Алматинской области Сабит Садвакасов так и сказал, что под дорогу длиной 17 километров и полосой отвода в 25 метров попадает 32 участка. В том числе 2,4 га яблоневого питомника. Но затем добавил, что администратором проекта выступает управление автодорог и пассажирского транспорта области. И что деньги на оценку земель в январе-феврале 2019 года выделены.
Как оказалось, все эти месяцы руководство НИИ отчаянно защищало питомник на самых разных площадках. От областного акимата до Министерства сельского хозяйства. И усилия были не напрасными.