Нур-Султан
Сейчас
23
Завтра
26
USD
420
+0.30
EUR
495
-1.45
RUB
5.71
+0.01

Чиновники против генофонда Казахстана: «Снести уникальный сад ради строительства дороги»

5027
Самат Исаев, фото Аркадия Цая

Помологический сад в Талгарском районе, где десятилетиями селекционируют яблоки, груши и виноград, существует с 1937 г. Тогда площадь сада составляла 280 гектаров. В последние годы территорию сократили вдвое. И тем не менее ученые умудряются выращивать плодовые культуры, имеющие общенациональную ценность.

Научно-исследовательский институт плодоовощеводства оценивает стоимость питомника в 10 млрд тенге

Это без оценки труда академиков, которые с 80-х годов выводят здесь новые сорта уникальных яблок.

Районная дорога важнее науки

Но чиновники Алматинской области дали ясно понять ученым — их интересует только земля. В 2020 году здесь построят дорогу районного значения из Бирлика в Акбулак.

Поэтому 7 ноября 2018 года акимат Талгарского района издал постановление о принудительном изъятии 2,4 гектара сада в пользу государства. Таким образом за счет науки чиновники хотят решить в районе транспортную проблему. Пару лет назад  власти района уже «оттяпали» почти 5 га сада у академиков НИИ, проложив ту самую дорогу.

Однако стройку принудительно законсервировали —

дорога уперлась в городище Талхиз, которое в 2014 году было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Теперь она брошена, мост через речку Талгарку частично разворован. Проектировщикам же за эту работу вполне можно присудить «шнобелевскую» премию — и сад загублен, и дороги, ведущей хоть куда-нибудь, нет. Зато освоены бюджетные деньги.

фото Аркадия Цая

И вот теперь управление автомобильных дорог Алматинской области решило взять реванш. Зачем рисковать, прокладывая дорогу в обход помологического сада, когда можно провести трассу прямо по центру?

И. о. председателя правления НИИ плодоовощеводства Серик Садыков написал акиму Талгарского района Рыскельды Сатбаеву недвусмысленное письмо, в котором указал, что

дорога посреди сада приведет к безвозвратной потере сотен плодовых культур

Заместитель акима Талгарского района Чингисхан Маманов ответил ученому, что дороге быть именно там, где ей положено быть по проекту.

Сад нельзя «переселить» за 1 год

Журналисты 365info.kz выехали на место схватки чиновников с учеными.

Под полный снос в связи со строительством дороги попадает весь золотой генофонд страны

А это 2 гектара грушевого сада, в котором собрано более 125 сортов.

Когда Светлана Алексеенко, сотрудник помологического сада с 1989 года, рассказывала о своих достижениях, едва не заплакала. Весь ее 30-летний труд собираются раскорчевать и уничтожить.

Светлана Алексеенко

Светлана Алексеенко, фото Аркадия Цая

— У нас в саду есть такие сорта заграничных груш и яблок, которые не сохранились даже на их родине. Все деревья имеют большую ценность для селекции. Восстановить сад за 1 год будет нельзя, перенести его куда-то тоже невозможно. Мы на грани полного уничтожения золотого грушевого генофонда страны.

Заведующий отделом питомниководства и технологий выращивания сада Самат Исаев говорит, что на состояние оставшегося сада негативно повлияют выхлопные газы от автотранспорта.

Самат Исаев

Самат Исаев, фото Аркадия Цая

— Мы получим яблоки со свинцом. Если вообще получим что-то. Из-за замедления фотосинтеза саженцы будут плохо расти, а то и вовсе гибнуть. В нашем саду растут как молодые деревья, так и маточные экземпляры, от которых мы получаем материал для селекции.

Дорога зацепит не только грушевый сад, но и апортовый, а в нем сейчас больше 120 форм апорта. Переносить сад в другое место — это годы работы

Нам отвели только один год. Как мы должны перенести 30-летние деревья в другое место? Эту коллекцию груш и яблонь мы собирали десятилетиями.

Потихоньку гектары уходят

Ученый-селекционер Марина Уразаева, работающая в НИИ с 1986 года, говорит, что уже сейчас из-за построенной брошенной дороги в яблоневом саду устраиваются пикники.

Марина Уразаева

Марина Уразаева, фото Аркадия Цая

— Люди едут и видят — ах, какая природа! Устроились в саду,

поели шашлыков, попили пива, выломали забор, посидели, отдохнули, намусорили, сломали уникальные растения и уехали

У нас нет денег на постоянного сторожа, который будет ходить вдоль дороги и смотреть за отдыхающими. Если проект строительства все же будет реализован, оставшийся клочок сада останется бесхозным, будет разделен надвое, нарушатся оросительные системы.

По словам Марины Уразаевой, некогда у НИИ плодоовощеводства в районе города Каскелен было собственное хозяйство, совхоз Джандосова.

— Потихоньку его у нас забрали. Остались только небольшие участки коллекции яблонь, но и их выкорчевали… землю распахали и поставили дома. И мы потеряли эти деревья. Видите ли, у института уже есть горький опыт тяжелых потерь, когда потихоньку отбирали территории по 2-3 га.

Ошибочно думать, что уникальная яблоневая коллекция — это достояние института. прежде всего это золотой генофонд Казахстана

Любая страна гордится своими генофондами, а у нас он богатейший. Не думаю, что дорога районного назначения — достаточный аргумент, чтобы уничтожать помологический сад.

фото Аркадия Цая

Юрист института Ерлан Рыскулбеков говорит, что НИИ готово отстаивать право на сад даже в судебном порядке, раз уж переговоры с чиновниками не помогают.

— Участок хоть и находится в собственности государства, а мы его арендуем, тем не менее он имеет сельхозназначение. А

статья 90 Земельного кодекса конкретно указывает об исключительных случаях, при которых изымаются земли такой категории. Районная дорога — случай явно не исключительный

Поэтому мы будем и далее отстаивать свои права на участок и сад. В конце концов, над городищем Талхиз можно построить мост.

Нам нужна эта дорога

За комментариями мы обратились к акиму Талгарского района Рыскельды Сатбаеву.

Рыскельды Сатбаев

Рыскельды Сатбаев, фото с сайта taldyk.info

— Понимаете, с обеих сторон Талхиза дорога уже построена. Эти 2,5 километра, где городище, никак не можем достроить. Хотели с меньшими затратами. Смотрели 6 вариантов строительства дороги, у меня даже схема есть. Подошел один вариант — через сад. И это не мы строим, а областное управление автомобильных дорог. Они приезжали, нашли консенсусное решение. Сейчас менять проект не сможем, потому что решение уже принято. Эти 2,5 километра надо побыстрее построить, для Талгара это будет разгрузка.

— Разгружать Талгар обязательно ценой уникального яблоневого сада? Президент говорит о возрождении яблок в стране, а вы что делаете?

— Давайте я еще раз этот вопрос с областным управлением обговорю, потом направлю сотрудников акимата в НИИ.

— Когда строили дорогу, которую теперь бросили, про городище никто не знал что ли? 

— Эту дорогу планировало и строило областное управление, тогда меня еще не было, я с апреля 2018 года в этой должности. Обычно при проектировании проходит согласование со всеми госорганами. Вот если бы это было согласовано… Нам, кстати, придется кроме дороги еще переносить водопровод. Но дорога нам нужна, она даст разгрузку.

Вариант один — экономия

Как так получилось, что никто не задумался о варианте строительства дороги в обход помологического сада, мы спросили у руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области Ержана Жасыбаева.

Ержан Жасыбаев

Ержан Жасыбаев, фото с сайта avtozholdary.zhetisu.gov.kz

— Рассматривалось несколько вариантов, выбрали самый экономичный. Если положение безвыходное, будет компенсация, это же дорога для государственных нужд. Талгар задыхается от заторов, люди были довольны, когда мы построили часть дороги.

— А вариант без сноса сада не рассматривается?

— Никак не рассматривается, там не пройти, не проехать. Вы там были?

— Да, была.

— Там нет вариантов. Вокруг сад. А если на пару километров обойти, вы сами знаете, сколько стоит 1 км дороги.

— А вы знаете, что будет потеряно несколько десятков, если не сотен, сортов яблок, которых нигде в мире больше нет?

— Этот вариант уже согласован. Решение о принудительном изъятии вынес аким района. Районная комиссия рассматривала, долго рассматривала и наконец родили решение.

— Сколько денег потратили на дорогу, которую теперь бросили?

— Около 320 млн тенге примерно со всеми подъездными дорогами к городищу Талхиз. Там будет автостоянка для туристической зоны.

— То есть когда эту дорогу строили, про Талхиз никто не знал?

— Нет, не так. Когда в 2004-2005 годах дорогу только планировали, территория Талхиза была всего 3,9 га, уже после проектирования она стала больше — 20 га и вышла на дорогу. Тогда было принято решение остановить строительство.

Реликтовый яблоневый сад, судя по всему, чиновников Алматинской области вообще не волнует. Зачем сохранять золотой генофонд страны, если можно сэкономить на 2,5 километрах дороги?

Это вполне в традициях наших госслужащих-временщиков. Ведь не они 30 лет растили яблони… не им их и оплакивать.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter