Главный запрос, существующий в казахстанском обществе, это запрос на справедливость. В стране неэффективно работают правоохранительные органы и судебная система, и разбираться с этим предстоит именно сейчас второму президенту Казахстана. О том, какие еще вызовы стоят перед Касым-Жомартом Токаевым, мы поговорили с известным казахстанским политологом, членом Общественного совета Алматы Маратом Шибутовым.
— В целом понятно, что лидером предвыборной гонки будет Токаев. Его знают в стране и за рубежом, он уже принимает резонансные решения. Начать надо с того, что самым большим
преимуществом Касым-Жомарта Токаева перед остальными кандидатами в президенты Казахстана является умение слышать запросы общества
Вспомните, его поддерживает самая массовая по численности в стране партия «Нур Отан», да и вообще президент очень остро реагирует на общественную повестку, это видно по его первым шагам. Поэтому главный его ресурс — это люди, которые формируют общественный запрос.
Вторая сильная сторона — возможность и умение контролировать весь аппарат власти. Соответственно, он не только слышит общество, но и имеет возможность оперативно отреагировать и проконтролировать свое решение.
А если помножить эти факторы на опыт второго президента, мы увидим, что он изначально находится в позиции на два шага вперед по сравнению с остальными кандидатами.
— От чего будет зависеть стабильность в стране в эпоху Токаева?
— Тут все достаточно просто. Надо просто не проводить неожиданных и необдуманных реформ. Мы видим, что президент и сам это понимает — он уже обозначил главный принцип: преемственность, справедливость и движение вперед.
Можем взять для примера его действия по проекту курорта «Кок-Жайляу»: это решение было весьма своевременное и умное. Он приостановил проект, чтобы не обострять ситуацию до предела, обсудить строительство с горожанами еще раз. И только потом принять взвешенное решение.
Но часто не требуется даже такого высокого вмешательства. Прежде всего потому что в Казахстане сложился вполне работающий бюрократический аппарат. У нас есть функционирующая система госпланирования, многие проекты уже находятся в стадии реализации. Поэтому
проводить реформы ради реформ нет никакой нужды — достаточно контролировать намеченные ранее планы
Согласитесь, циклы в Казахстане фактически не меняются. Наступила весна — значит, пришла пора борьбы с паводками, организации посевной кампании, ремонта разрушенных после зимы дорог. Что тут менять? Только качество исполнения. В остальном все уже довольно хорошо функционирует. А зачем видоизменять то, что хорошо работает?
Впрочем, мы видим, что Касым-Жомарт Кемелевич, очевидно, сторонник этого принципа. Он не занимается мелкой опекой своих подчиненных, не лезет без острой нужды в их реальную работу. Допускает, что это люди компетентные, которые не зря занимают свое место в госаппарате и неплохо справляются со своими обязанностями.
— Вы упомянули преемственность власти. А так ли она необходима?
— Я убежден, что преемственность продуктивна. Все прекрасно помнят, что о преемственности не раз публично говорил сам Токаев, считая ее одним из своих основных принципов.
Преемственность в Казахстане — это синоним слова «стабильность»
Безо всяких реформ и резких изменений в общественной жизни. У нас полно примеров, как те или иные изменения внедряются бездумно. Зачастую складывается впечатление, что они вносятся ради самого процесса. Ни тебе внутриведомственного или общественного обсуждения, ни тебе проработки различных сценариев.
Получается, пришла в голову министру какая-то мысль, он ее озвучил, а подчиненные побежали ее претворять в жизнь. Самое печальное, что последствия тех или иных непродуманных изменений потом приходится разгребать годами. И еще не факт, что разгребут. Поэтому как тут не ратовать за преемственность?
— На февральском съезде партии «Нур Отан» Назарбаев инициировал сильный пакет мер социальной поддержки населения. Реализовывать его теперь предстоит Токаеву. Какие сложности его ждут?
— Никаких. Токаев с практической реализацией этого пакета вполне справится. Все меры социальной поддержки населения уже распределены по министерствам. Деньги на их осуществление в госбюджете не только предусмотрены, но и реально выделяются. Напрямую реализацией соцпакета должны теперь заниматься местные администрации и министерства.
Действующий президент Казахстана будет следить за исполнением и предлагать развитие этих программ
Что касается контроля, то правительство Аскара Мамина вполне профессионально и не только прекрасно знает, как выполнять поставленные перед ним задачи, но и как сделать это качественно. Поэтому никаких проблем я здесь не вижу. Это же не какое-то грандиозное строительство, это изменение бюджетной поддержки в рамках уже действующих процедур.
— Существуют ли у нашего общества острые запросы к верховной власти? И если да, то какие?
— Главное, чего казахстанское общество ждет от второго президента, это справедливости. У нас очень неуклюже и крайне неэффективно работают правоохранительные органы и судебная система. Некомпетентны налоговые службы. Вся эта видимая глазу неэффективность стала сильным тормозом не только для внутренних, но и внешних инвесторов.
Недаром ведь одним из первых резонансных совещаний с участием президента Токаева стала коллегия МВД, где он жестко высказался в адрес полицейских.
Нельзя не признать очевидного факта: если
восторжествует справедливость, мы станем свидетелями мощного толчка для прогресса и развития Казахстана
Безусловно, Токаев должен вернуть доверие к институту власти. И здесь надо помнить об одном очень важном моменте: президент у нас не связан ни с одной из казахстанских финансово-промышленных групп. Поэтому при необходимости он, как и Елбасы, может любого отвести за руку в тюрьму.