Акт пожертвования французских миллионеров в восстановление собора Парижской Богоматери прекрасен. Храм, безусловно, будет восстановлен. Но кто восстановит Ливию, разрушенную бомбардировками, которые инициировал в Совбезе ООН президент Франции Саркози? Кто восстановит Ирак и Сирию, разграбленные радикальными боевиками, которых финансировали монархии Персидского залива и тренировали западные спецслужбы?
В день, когда горел собор Парижской Богоматери, все новостные агентства и соцсети говорили только об этом. Весь процесс пожара документировался и комментировался практически ежеминутно. Мир чувствовал печаль, сожаление, солидарность с французами и оплакивая их потерю как собственную. Это коллективное проявление чувств показало, как шедевр искусства, описанный в бессмертных творениях великих писателей, может объединить людей разных национальностей, возрастов, полов и религий.
Мировые масс-медиа разжигали пожар сочувствия и сопричастности в сердцах людей в унисон горящему Нотр-Даму во всех деталях и всеми возможными средствами. Было бесконечно жаль исчезающую в огне воздушную красоту. Однако одна мысль не давала покоя. Я пыталась вспомнить,
что и как рассказывали мировые СМИ о погибших в ужасных войнах бесценных сокровищах Ирака, Ливии и Сирии?
Писали ли западные журналисты, что воевать в Ираке — это все равно что воевать в здании музея?
До войны специалисты считали, что составить список памятников в Ираке невозможно. В любой местности этой страны можно было найти что-нибудь бесценное и уникальное. Кроме археологических ценностей здесь существовали музеи, мусульманские святыни и древнейшие христианские церкви.
Исторический музей Багдада, в котором хранилась лучшая на Ближнем Востоке коллекция из более 100 тысяч шумерских, вавилонских, ассирийских, персидских и исламских памятников искусства и культуры, был разбомблен и разграблен.
Бомбежки разрушили музеи Тикрита и Мосула, там хранилась богатейшая ассирийская коллекция
из тысячи еще не расшифрованных глиняных табличек и огромные крылатые быки с человеческими головами, подобные тем, что можно увидеть в Британском музее.
Бесследно исчезли более 400 фрагментов древних Ворот богини Иштар и проходившей через них Дороги процессий.
Иракская война длилась с 2003 по 2011 годы. За это время практически
полному разрушению подверглись руины древнего Вавилона наряду с другими уникальными памятниками
Постоянное прибывание тяжелой военной техники, бульдозеров и строительство укреплений оказалось губительным для хрупких археологических памятников.
Еще в начале кампании по свержению Каддафи руководство НАТО предупредило, что не остановится перед нанесением ударов по древним городам Ливии. Американские и европейские генералы утверждали, что там могут укрываться военные объекты.
Кто-нибудь помнит хотя бы одного представителя западных СМИ, который бы задал вопрос, почему все исторические места с руинами древнейших городов до начала волнений в Ливии были полностью открыты для туристов?
Никаких стратегически важных военных баз в этих местах не наблюдалось. Никто не объяснил, каким образом ливийский лидер мог умудриться оборудовать там военные склады с техникой во время беспорядков в стране.
Руководство альянса просто отдало приказ бомбить древние города
В столице Ливии – Триполи воздушным ударам коалиции НАТО подверглись древние постройки, сохранившиеся со времен финикийцев, Карфагена и Древнего Рима, старые мечети. В том числе построенная в 1640 году знаменитая Аль-Джами.
После того, как из-за непрерывных бомбардировок правительственные силы покинули город, в столице начались грабежи. Опустошив дворец Каддафи, мародеры направились к музею Джамахирии, где хранились уникальные памятники времен палеолита и неолита, экспонаты эпохи Древнего Рима, мозаики первых веков новой эры, экземпляры искусства ранней христианской Византийской империи и исламского периода.
Мировой известностью славилась статуя Венеры Триполийской. Она, как и многие другие исторические ценности мирового масштаба, бесследно исчезла.
От авиационных налетов также сильно пострадали древние города Лептис Магна и Абротон (Сабрата), построенные еще финикийцами на западе страны. Они официально включены ЮНЕСКО в список наиболее важных городов человеческой цивилизации. Эти города представляли собой огромные музеи под открытым небом. Их истории насчитывают более 2500 лет. Возраст храма Аполлона, например, равнялся трем тысячам лет.
Эти памятники мировой культуры сохранились и дошли до нас из глубокой древности. Однако бомбежки нашего времени разрушили, а повстанцы разграбили их в считанные дни.
Из Национального коммерческого банка Бенгази бесследно исчезло 8 тысяч античных монет. Для поиска ценных сокровищ ЮНЕСКО в срочном порядке организовала в своей парижской штаб-квартире встречу экспертов. Однако коллекция уникальных монет до сих пор не найдена.
Противники правления Каддафи и так называемые «борцы за демократию» беспощадно уничтожали места поклонения христиан. Из самого древнего православного храма в Северной Африке – центральной церкви святого Георгия в Триполи — были украдены привезенная с Афона рака святого, старинные Евангелия, чаши, херувимы, кадильницы и другая церковная утварь.
Вооруженные боевики также напали на мечети и разграбили гробницы имамов,
сожгли несколько десятков священных книг, разрушили мусульманское кладбище.
За время кровавого конфликта землю Сирии разрывали мины, бомбы и танки, а бульдозеры избороздили и разрыли ее тело в поисках артефактов.
Во время военных действий в Алеппо была разрушена и разграблена Великая мечеть Омейядов. Этот образец средневековой мусульманской архитектуры входил в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается древнейшей мечетью города, история которого исчисляется 12-ю тыс. лет. Из мечети пропали бесценные исторические и религиозные памятники.
Монастырь святой Феклы в городе Маалюля тоже является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был основан в первой четверти IV века. Боевики ИГИЛ разрушили монастырь, а монахинь взяли в плен и использовали в качестве «живого щита». Сирийское правительство обменяло их на родственников террористов, а после освобождения города первым делом начало восстановление древней православной святыни. В Маалюле служба до сих пор ведется на древнем арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос.
Величественные памятники Пальмиры тоже входили в Мировое наследие ЮНЕСКО. Они были безжалостно взорваны террористами ИГИЛ.
Я видела, как молча глотают слезы мужчины — сирийские реставраторы, археологи и музейные работники,
вручную собирающие обломки Пальмиры и Великой мечети Алеппо. Они пытаются их восстановить, но мировые СМИ молчат об их усилиях.
Ход действия военных конфликтов на Ближнем Востоке не сильно отличается друг от друга. Во всех трех странах с древнейшей историей и неисчислимым количеством артефактов Запад пытался освободить народ от диктаторов и подарить ему свободу и демократию.
Результат – реки крови, разрушенные города, миллионы человеческих жертв и разграбленное достояние этих стран
Если до начала военных действий при «кровавых диктаторах» все эти древности тщательно охранялись, теперь грабежом исторических ценностей занимались все стороны конфликта. Масштабы разграбления настолько велики, что если не приложить совместные усилия международного сообщества, вернуть ценный антиквариат огграбленным государствам в одиночку не под силу
Некоторые памятники человеческого творчества утрачены навсегда. Например, разрушенные древнейшие наскальные росписи, бесценные образцы мозаики уже невозможно восстановить никогда.
Журналистское расследование World Street Journal, наконец-то проведенное под конец сирийской войны, выяснило, что исторические ценности наследия древних цивилизаций целенаправленно массово вывозились через Турцию и Ливан с расчетом выгодно продать их в западных странах, в том числе и во Франции.
Бесценные артефакты продаются частным коллекционерам или на аукционах с указанием фальшивого места происхождения. И шансов вернуть украденное практически нет. Средства, полученные от продажи похищенных раритетов, чаще всего используются для финансирования радикальных террористических группировок.
Что должно измениться, чтобы мир одинаково реагировал на то, что происходит и на Западе, и на Востоке? Почему в глазах западных СМИ памятники западной культуры кажутся важнее, древнее, прекраснее восточных, африканских, азиатских?
Что-нибудь известно, что происходит с историческим наследием Йемена,
не говоря уже о голодающих и гибнущих под бомбовыми ударах детях? Почему когда происходит террористический акт во Франции, Бельгии или США, масс-медиа взрываются описанием событий до мельчайших деталей, а когда от взрывов террористов гибнут турки, афганцы, друзы, западный мир величаво молчалив в своем нежелании видеть страдания людей с таким же красным цветом крови?
Пока мировые СМИ не будут задавать этих вопросов, а политики не начнут отвечать на них, человечество будет и дальше терять свою память и историческое наследие всей своей земной цивилизации.